Есть ли жизнь после ритейла и куда ушли экс-владельцы торговых сетей после кризиса 2008 г.? — задумались в ИД Retailer, попав вместе с российским розничным рынком в зону турбулентности экономики страны. Как оказалось, жизнь после ритейла есть, причем далеко не серая. Подтверждение этому — примеры из жизни основателей крупнейших розничных сетей страны.
Томас Эдисон, знаменитый американский изобретатель и предприниматель, всегда позитивно смотрел на неудачи в экспериментах: "Я не терпел поражений. Я просто нашел 10 000 способов, которые не работают".
Согласитесь, было бы странно, если бы люди не совершали ошибок. Еще более странно — если бы люди их не повторяли. Вопрос: какая из ошибок может оказаться роковой, а какие ошибки просто необходимо делать, чтобы шагать вперед.
ИД Retailer решил узнать, где лежат грабли и какие уроки из прошлого вынесли первые российские бизнесмены страны. В этом нам помогли некогда владельцы: "Евросети" — Тимур Артемьев, ГК "Дикая Орхидея" — Александр Федоров, "Эльдорадо" и "Банана-мамы" — Олег Яковлев, ростовской "В двух шагах" — Андрей Холопов, калининградской ГК "Виктория" — Николай Власенко.
В чем точно окончательно убедился каждый из них? — В том же, что и эмигрант из царской россии Майкл Маркс, основатель британской фэшн-сети Marks&Spencer: "Ставя на первое место людей, вы никогда не совершите ошибки даже в вопросах делания денег".
Из детства — в буржуазный мир
Открыть пиццерию, поработать продавцом в магазине, стать частным предпринимателем на блошином рынке с годовым доходом $60 тыс… Что еще успел сделать Олег Яковлев, экс-глава сети магазинов детских товаров "Банана-мама" , на пути к своей, уже американской, мечте?
По ту сторону света
Спустя несколько месяцев после иммиграции в Соединенные Штаты, Олег Яковлев вместе с друзьями открыл пиццерию на 40 кв. м в даунтауне Манхэттена. Английский язык бизнесмен не знал, но считал, что для начала достаточно иметь руки и ноги. Вера в успех бизнеса подкреплялась историями о первооткрывателях Нового Света.
— Много людей прошло этот путь, значит, и я смогу, — так думал в то время экс-глава "Банана-мамы".
Этот период жизни вызывает у Олега приятные воспоминания: ему было интересно соперничать и учиться у предпринимателей, развивающих по соседству аналогичный бизнес, переданный им по наследству.
— Особенно увлекали истории о том, как их предки приезжали в Америку и начинали предприятие с нуля, — вспоминает Олег Яковлев. — Я торопился, хотел сделать быстрее то, что они создавали десятилетиями честным трудом — без контрабанды и криминала, борясь за каждого клиента, который приносит хотя бы 50 центов.
Путь к Океану
Олег работал доставщиком, готовил пиццу, мыл посуду, боролся по ночам с крысами — вечной проблемой Манхэттена. Все это отвлекало его от мыслей о фиаско в России.
Фастфуд был для Олега в новинку. Спустя время пришло осознание, что это не его ниша. Стала сказываться работа на кухне за жаркой печью, которая привела к резкой потере веса, ослаблению иммунитета. Олег довел стартап до точки безубыточности, продал свои 25% одному из партнеров и переехал в Калифорнию.
— Место, отдаленно напоминающее мне мою родину — Дагестан. Океан, горы. Этот переезд изменил всю мою дальнейшую жизнь, — делится впечатлениями предприниматель.
Достучался до небес
Обустраиваясь на новом месте в Сан-Диего, Олег занялся рассылкой резюме. Зрелый возраст, отсутствие практики работы в американских компаниях, недостаточное знание языка — все это вело к отказам. Благодаря новым знакомствам наконец пришло приглашение на собеседование к директору магазина американского одежного ритейлера GAP.
— Пришел по блату, был счастлив, как младенец, — описывает свои эмоции Олег Яковлев. — Честно сказать, создавая компании в России, я мечтал получить опыт в McDonalds или в такой крупной компании, как GAP. Хотел увидеть собственными глазами, как их система работает изнутри. Моя мечта сбылась, но уже не как мечта, а как необходимость в финансовом обеспечении своей семьи.
Жизнь в GAP
— Я вернулся в свой мир, адаптировался легко, коллектив замечательный — коллеги помогали с языком, учили новым навыкам, — рассказывает о возвращении в ритейл Олег Яковлев.
Работа начиналась с пяти утра. Выбрал такой график сам — чтобы после обеда было больше времени на семью. Ранним утром отправлялся на работу, любуясь рассветом и горами и с мыслью о том, что будет для кого-то полезным.
В обязанности каждого сотрудника магазина входили все операции, не было ответственных за определенный пласт работ. Директор магазина и простой продавец — все делали одинаковую работу: убирали туалеты, вытирали пыль, мыли полы, работали на кассах.
— В России я столкнулся с вопросом построения единого организма магазина и офиса. Несмотря на то что сам часто работал в своих магазинах, все равно чувствовалась нехватка опыта, — признается бизнесмен. — Офис, склады, магазины — каждое направление жило своей жизнью. Ментальность российского руководителя магазина, отдела, офиса выражалась в одном: "Я босс".
В ритейле же мой босс — это клиент. За два года работы в GAP я получил ответы на все вопросы, накопившиеся в России. Понял, что нужно двигаться дальше, создавать свое.
Снова свое
Олег вновь приступил к работе над своим будущим. Меняет себя, стиль работы и скорость. Сегодня место работы 44-летнего бизнесмена — блошиный рынок.
Заказывает онлайн аксессуары для девайсов (стилусы, наушники и пр.) у оптовых компаний и продает их на рынке по выходным дням.
— Рынки круче моллов, — считает Олег Яковлев. — На протяжении всех шести лет жизни в Америке изучал по старой привычке местный ритейл. Искал свою нишу. Так открыл для себя потенциал рынков — наименее затратный для моего бюджета бизнес. Здесь нет обязательств по аренде, дополнительных расходов.
Интереснее сам клиент: более приветлив, общителен. С рынков когда-то начинался бизнес "Эльдорадо".
Разгрузил график
— Мой бюджет — $5 тыс. в месяц, — отмечает предприниматель. — Снова строю свой бизнес и верю, что эти $5 тыс. завтра могут дать гораздо больший доход.
Одно из достижений, по мнению Олега, — правильное распределение времени: теперь его стало хватать на все — детей, работу, себя. В свободное от работы время бизнесмен пишет музыку — для себя и близких, редактирует более ранние композиции.
— С семи лет играю на фортепиано. В основном классику — там все мои эмоции, — говорит предприниматель.
Минимум два раза в неделю он занимается хайкингом — путешествует по горной местности, отдыхает на лоне природы и заряжается положительными эмоциями от общения со своей собакой.
— За эти шесть лет поменялись ценности, — рассказывает о внутренних метаморфозах Олег Яковлев. — Очень благодарен всем своим близким и друзьям, которые были рядом в трудную минуту. В Россию вернуться собираюсь. Пока работаю над созданием собственного бизнеса здесь, в Америке, и учусь делать меньше ошибок в будущем. Возможно, возникнет вопрос: почему я, имея богатый опыт управления, друзей и знакомых, не могу найти инвестиции для своего нового дела? Ответ на этот вопрос не ищу. Всему свое время.
Олег Яковлев , 44 года. Окончил Санкт-Петербургский университет МВД России по специальности "юриспруденция". Кандидат юридических наук. В бизнесе — с 1991 г. Вместе со своим братом Игорем основал сеть магазинов бытовой техники "Эльдорадо". В 2003 г. вышел из капитала сети и занялся развитием новых проектов — сети салонов оптики Smotri и магазинов детских товаров "Банана-мама". Кризис 2008 г. обнажил долговые проблемы "Банана-мамы", основного бизнеса Олега Яковлева. Сеть была обанкрочена. Владелец покинул Россию, переехав вместе с семьей в США .