Настоящая судебная война развернулась в арбитражах Татарстана и Поволжья между крупными игроками российского фармрынка – удмуртской группой компаний «Фармаимпекс», представленной в РТ ООО «Аптека «Будь здоров» (бренд «Бережная аптека»), и федеральной компанией «Ригла». Последняя заявила, что владеет торговой маркой «Будь здоров», и потребовала от конкурентов из Ижевска сменить название компании. Эксперты газеты «БИЗНЕС Online» считают, что судебная тяжба началась в преддверии массированного захода на татарстанский рынок москвичей, которые хотят увеличить свое присутствие в республике. Пока у них только одна аптека в «Мега-Казань».

31 января федеральный арбитражный суд Поволжского округа должен разрешить спор между одним из лидеров татарстанского фармрынка — удмуртской группой компаний «Фармаимпекс», представленной в республике ООО «Аптека «Будь здоров» (сеть «Бережная аптека») и лидером, но уже российского рынка, ООО «Ригла». Исход этого разбирательства может стоить аптеке «Будь здоров» имени.

Итак, обо всем по порядку. Федеральная аптечная сеть, имеющая московские корни, еще в марте прошлого года предъявила претензии удмуртской компании. В частности, в поданном в татарстанский арбитраж иске она требовала запретить ей использовать в фирменном названии словосочетание «Будь здоров», так как оно сходно с зарегистрированным москвичами комбинированным товарным знаком.

«Практически тождественное название другой организации, занимающейся аналогичной деятельностью, создает вероятность их смешения, — говорил представитель ООО «Ригла» Петр Мус на недавнем заседании арбитража. «Мы активно используем этот бренд», — утверждал он. — В частности, непосредственно в Чувашской республике». В подтверждение своих слов юрист истца представил суду копии лицензий на аптеки и их фотографии, а также согласованные вывески. Мус также подчеркнул, что Роспатент неоднократно отказывал другим претендентам на знак «Будь здоров», ссылаясь как раз на то, что он уже принадлежит ООО «Ригла».

ООО «Аптека «Будь здоров» иск не признавала. Ее специалисты отмечали, что «Риглой» зарегистрированы товарные  знаки «Будь здоров» на услуги 42 и 44 классов МКТУ (медицинский гигиенический, косметический уход, медицинские услуги в области гигиены и косметики для людей), что не подразумевает деятельность аптек.

Но «Ригла» настаивала на том, что услуги аптеки и медицинские услуги «в любом случае однородны», так как имеют одинаковое назначение и единый круг потребителей, а значит, ижевский фармритейлер нарушил ее  исключительное право.

В ГК «Фармаимпекс» газете «БИЗНЕС Online» тогда сообщали, что словосочетание «Будь здоров» в Татарстане используется только в наименовании юрлица, которое и представляет в нашем регионе, а также Марий Эл ГК «Фармаимпекс». Аптек с названием «Будь здоров» у компании в республике давно нет, так как периодически проводится ребрендинг. Например, тогда активно продвигалось название как «Аптека от склада». Аптек «Будь здоров» компании «Ригла» мы в Татарстане также не видели», — подчеркнули в «Фармаимпексе».

Тем не менее ООО «Аптека «Будь здоров» в июле прошлого года дело проиграла. Жалоба результата не принесла — 11 Арбитражный апелляционный суд в Самаре оставил это решение в силе.

Намерение обжаловать решение арбитража в удмуртской компании газете «БИЗНЕС Online» объяснили в том числе и тем, что «смена наименования юрлица предполагает перерегистрацию. Поэтому, естественно, организация в этом случае несет какие-то затраты и убытки».

На рассмотрении кассационной жалобы ООО «Аптека «Будь здоров» в Федеральном арбитражном суде Поволжского округа в Казани, состоявшемся на минувшей неделе, ее представитель Александр Захаров заявил, что уже вынесенныесудебные решенияне соответствуют фактическим обстоятельствам дела.

По его мнению, «Ригла» не представила доказательства того, что ведет фармдеятельность с использованием коммерческого обозначения «Будь здоров» на территории Татарстана. Ничто не подтверждает и введение в заблуждение потребителей и контрагентов. Суды, тем не менее пришли к другим выводам.

Кроме того, они, как требовала «Ригла», обязали «Аптеку «Будь здоров» внести изменения в учредительные документы и ЕГРЮЛ, хотя это совсем не наша прерогатива, — сказал он.-  В первом случае это могут делать исключительно участники общества, во втором — налоговые службы. 

В свою очередь, представитель ООО «Ригла» Мария Васютина отметила,что ответчик около 6 лет – с момента своей регистрации и до настоящего времени использует обозначение «Будь здоров» в качестве части своего фирменного названия. Правообладатель торгового знака высылал по этому поводу в адрес аптеки «Будь здоров» претензию еще в 2010 году: «Ничего сделано не было. Только поэтому пришлось прибегнуть к подаче иска». 

Ответчик нарушил Парижскую конвенцию об охране промышленной собственности, которая накладывает запрет на действия, способные каким бы то ни было способом вызвать смешение в отношении предприятия или торговой деятельности конкурента. О том же говорится и в Гражданском кодексе: право на товарный знак является исключительным, — перечислила юрист «Риглы» нарушения ООО «Аптека «Будь здоров». 

«Фармрынок очень маленький. О том, что мы развиваем сеть именно под таким брендом, широко известно. «Ригла» — первая и самая крупная федеральная сеть. У нее в настоящее время более 800 аптек. Из них более 200 — под товарным знаком «Будь здоров». Ярославль, Саратов, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург – вся Россия покрыта. В том числе они уже долгое время действуют на территории Нижегородской области, Чувашии, которые граничат с Татарстаном и Марий Эл. Происходит постоянная трудовая миграция, в том числе многие жители РТ ездят на работу в Москву – там тоже работает очень много аптек под товарным знаком «Будь здоров». Это вызывает смешение», — обрисовала Васютина ситуацию.

Она отметила, что право на зарегистрированный Роспатентом товарный знак действует на всей территории России. Эта информация общедоступна. Ответчик мог легко ее проверить, но не сделал этого. 

К тому же, по ее словам, в Татарстане в ближайшее время также планируется  открытие аптек «Риглы»: «Это сеть дискаунтеров, которая дает очень большую выручку. Поэтому руководство приняло решение максимально развивать ее».

В московском офисе «Риглы» планы по развитию сети в Татарстане не комментируют. Согласно информации на сайте компании, она планирует расширение доли рынка в регионах, где уже имеет сильные позиции. Но рассматривает и другие перспективные области. При этом не исключается приобретение других сетей, если будут интересные предложения. Новые аптеки будут открываться как в формате фарммаркетов «Ригла», так и дискаунтеров «Будь здоров!» К слову, ООО «Аптека «Будь здоров» свои «Бережные аптеки» также позиционирует как мягкие дискаунтеры. 

Свой вердикт коллегия судей кассационной инстанции, которая объявила перерыв в рассмотрении дела, должна огласить 31 января.

Напомним, удмуртская группа «Фармаимпекс» зашла на рынок Татарстана в 2006 году и за короткое время стала ее лидером. Но успехи даются ей не просто. В адрес компании высказывались неоднократные претензии как контролирующими органами, так и другими игроками аптечного рынка.

В сентябре 2010 года управление федеральной антимонопольной службы по Татарстану признало ООО «Аптека «Будь здоров» нарушителем закона «О защите конкуренции», запретив ей использовать вывески «Аптека оптовых цен» (на 25 августа 2010 года в структуре сети такое название носили 32 аптеки из имеющихся 63).

По мнению антимонопольщиков, аптечная сеть вводила покупателей в заблуждение о фактических ценах на товары, т. к. на деле использовала розничные торговые надбавки на реализуемые лекарства, а также ущемляла права конкурентов. 

Доводы ООО «Аптека «Будь здоров» о том, что ее цены зачастую были даже ниже уровня оптовых цен, приняты не были. УФАС привело в качестве железного аргумента данные самой сети о надбавке к цене поставщиков – она составляла 22 — 25,7%. По оптовым же ценам продавался незначительный ассортимент лекарств.

К слову, «старожилы» местного аптечного рынка, которых привлекли к участию в деле, оказались солидарны с антимонопольной службой, выразив завидное единодушие. «Казанские аптеки» утверждали, что из-за «Аптек оптовых цен» несут убытки, теряя настоящих и потенциальных покупателей, т.к. люди думают, что там лекарства дешевле. «Сакура-Фармация» выступила за запрет спорных вывесок, считая их недостоверной рекламой. На том же стояло и ООО «Аптеки 36,6», отмечая, что информация была бы достоверной, если бы все лекарства продавались по оптовым ценам.

Компания «Будь здоров» обжаловала решение антимонопольной службы в татарстанском арбитраже и выиграла дело, но апелляционный суд встал на сторону УФАС. Федеральный арбитражный суд Поволжского округа в августе 2011 года согласился с предыдущей судебной инстанцией: используемые удмуртским аптечным оператором вывески «направлены на получение преимуществ». ООО «Аптека «Будь здоров» сопротивлялась как могла, даже дошла до Высшего арбитражного суда России, но в передаче дела в президиум ей отказали. В итоге фармритейлер провел вынужденный ребрендинг, сменив вывески «Аптека оптовых цен» на «Бережная аптека».

В том же 2011 году претензии к лидеру рынка возникли у казанского ООО «Социальная аптека». Компания была категорически против того, что «Аптека «Будь здоров» использует в вывесках своих аптек ее название. У  удмуртского оператора, работающего под несколькими брендами, на тот момент были и «Социальные аптеки». Довод приводился все тот же – компании, занимающиеся одинаковым бизнесом на одной территории, легко перепутать. Не говоря уже о том, что это незаконно — с момента регистрации любая организация имеет исключительное право на свое фирменное название. 

И хотя ООО «Аптека «Будь здоров» утверждала, что эти вывески носят исключительно информационный характер, сообщая о доступности препаратов всем слоям населения, суд принял сторону ООО «Социальная аптека». Его решение «устояло» в последующих судебных инстанциях, снова вылившись в замену вывесок. Правда, массового характера как в первом случае это не носило. Как выяснилось, у удмуртской сети здесь работали всего четыре «Социальные аптеки» — по две в Казани и Зеленодольске.

К слову, именно на усилившуюся конкурентную борьбу в ГК «Фармимпекс» позже списали недовыполнение в целом по сети плана 2011 года по открытию новых аптек – вместо 80 их появилось всего 46.

«В случае с иском к ООО «Аптека «Будь здоров» мы отстаиваем позицию по защите наших исключительных прав на фирменное наименование «Будь здоров!», — сообщила газете «БИЗНЕС Online» Инна Маклакова из отдела по связям с общественностью группы компаний «ПРОТЕК». «Ригла» стала правообладателем наименования «Будь здоров!» после приобретения в 2004 году в Ростове-на-Дону одноименной аптечной сети. В дальнейшем эта торговая марка была использована в качестве названия для сети аптек-дискаунтеров», — пояснила она.

Газета «БИЗНЕС Online» поинтересовалась мнением участников татарстанского аптечного рынка об этом разбирательстве.

Сергей Андреев — гендиректор аптечной сети «Рациола»:

 — На мой взгляд, основной мотив подачи «Риглой» иска к казанскому подразделению ГК «Фармаимпекс» вызван не тактической, а стратегической конкурентной борьбой.

Дело в том, что в Татарстане аптек под вывеской «Будь здоров» у «Фармаимпекса» нет. «Ригла» в нашей республике практически не работает

(как сообщила газете «БИЗНЕС Online» Маклакова, сейчас в составе сети «Ригла» в Татарстане одна-единственная аптека в «Мега-Казань» – ред.). 

Это игроки разной весовой категории: «Ригла» — федеральный (за ее спиной стоит один из самых мощных фармдистрибьютеров «Протек»), а «Фармаимпекс» — межрегиональный. Главное здесь – борьба за чистоту бренда. Думаю, «Ригла» просто не хочет, чтобы ее аптеки были хоть в какой-то ассоциации с аптеками удмуртской сети.

С точки зрения логики бизнеса, защита бренда — вещь вполне понятная, т.к. со временем он будет стоить немалых денег.

Например, на фармацевтическом рынке есть опыт использования названия «36,6». Наша республиканская сеть «36, 6» так или иначе пользуется плодами одноименной федеральной сети. Москвичи, которые первыми начали использовать это наименование, пытались судиться — не с татарстанскими, а с другими аптеками, работающими под этим названием. Но у них ничего не вышло, потому что, как выяснилось, реально они могут претендовать только на графическое обозначение знака 36,6, словесное же обозначение не подлежит патентной защите…

Стратегически «Ригла» расчищает рынок, защищая свои будущие инвестиции, т.к. рано или поздно она к нам вернется. 6 лет назад  аптечная сеть уже пыталась это сделать — открывала офис в Казани. Но попытка оказалась неудачной – были спорными места размещения аптек. В итоге работа была свернута. Но «Ригла» — сильный игрок, и неровен час, когда он зайдет более правильно и мощно. Вполне вероятно, что под этот вход и готовит почву.

Поскольку аптек с вывесками «Будь здоров» у «Фармаимпекс» в республике нет, то и расходы, связанные со сменой юридического наименования будут небольшие, это смена договоров и печатей.

Артур Уразманов — гендиректор республиканской сети «Аптеки 36,6»:

 — ГК «Фармаимпекс» ведет себя на аптечном рынке Татарстана не совсем правильно. Она довольно часто находится не только на грани фола, но и выходит за рамки закона. Вводит покупателей в заблуждение. Например, называла свои учреждения «Аптеками оптовых цен», тогда как по факту цены в них не были оптовыми.

Именуя себя «Аптекой «Будь здоров», она снова вводит в заблуждение. Люди думают, что идут в компанию «Ригла», а на самом деле приходят в совершенно другую структуру.

Фактически получается, что ООО «Аптека «Будь здоров» пользуется авторитетнейшим брендом «Будь здоров», который запатентован «Риглой». И тем самым наносят вред правообладателю и непосредственно этой марке, так как клиенты в данных аптеках не могут получить те услуги, которые предоставляет компания «Ригла». Речь о дизайне, внешнем виде, обслуживании фармацевтов – целом комплексе мероприятий, которые позволяют держать бренд на высоком уровне.

Мне не известно, планирует ли «Ригла» экспансию в Татарстан. На мой взгляд, у нее есть другие, более приоритетные, регионы для развития.

Наш аптечный рынок не так привлекателен и принесет ей меньше прибыли, чем, скажем, регион Зауралья. Там конкурентная борьба значительно меньше. Во-вторых, в связи с региональными особенностями выше торговая наценка, а также существенно больше денежная емкость.

Смена названия юрлица – очень хлопотное дело, связанное с большими затратами. В частности, в этом случае необходимо пройти перелицензирование, причем новую лицензию нужно будет получить на каждую аптеку. Если за этим юрлицом скрыто большое количество объектов, это довольно-таки серьезно. Кроме того, аптеки до получения новой лицензии вынуждены будут приостановить работу – на одну-три недели. А это потеря прибыли.

Кроме того, предполагается большое количество время и трудозатрат, так как смена наименования – это целый комплекс мероприятий. Создавать другую компанию, другую форму налогообложения, переоценивать товар, по-другому маркировать его.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments