Компания X5 Retail Group в 2008 г.  заняла 3,5% рынка всей продуктовой розницы. Выручка «Ашана» составила 2,3% от общего оборота, а  на долю «Магнита» пришлось 2,1%. Таковы данные исследования «Продуктовый ритейл: конкурентный анализ и стратегии лидеров. Топ-10», которое провела компания «Экспресс-обзор».

Тем не менее, на текущий момент рынок продуктовой розницы слабо консолидирован. Пять крупнейших торговых сетей контролируют 11% розничного рынка.

На долю лидера, X5 Retail Group, по данным 2008 г. пришлось всего 3,5% рынка продуктовой розницы. Выручка «Ашана» составила 2,3% от общего оборота, на долю «Магнита» пришлось 2,1%, компания Metro Group Russia заняла 2% рынка.  Значительно улучшила свои показатели сеть «О’Кей», сумевшая за три года подняться с десятого места в рейтинге ведущих продуктовых ритейлеров до седьмого. На фоне быстро развивающихся сетей «О’Кей», «Копейка» и «Лента», компания «Седьмой континент» потеряла четыре позиции: в 2006 г. ритейлер занимал  пятое  место в рейтинге, а по итогам 2008 г.– только девятое.

«Среди компаний, демонстрирующих наилучший показатель эффективности использования торговых площадей, последние три года выделяется компания «Ашан», один квадратный метр которой приносит компании 400 000 руб. в год», — говорится в исследовании. Одно из наилучших значений показателя принадлежит также ГК «Виктория». Меньше всего выручки среди десяти крупнейших продуктовых ритейлеров приносит квадратный метр сети «Магнит». Основной причиной, по данным «Экспресс-обзора», является слабая представленность магазинов этого формата в высокодоходных городах. После двухлетнего лидерства в 2008 г. сеть «Магнит» уступила первое место по количеству торговых площадей компании «X5 Retail Group». Уже третий год подряд третье место принадлежит Мetro Group Russia, четвертое —    «Ашан» и десятое —  ГК «Виктория».

Наибольшая выручка на один магазин среди ТОП-10  продуктового ритейла уже последние три года наблюдается у сети «Ашан», следует из исследования «Экспресс-обзора».  Чуть меньше показатель у Metro Group Russia,   сеть гипермаркетов «Лента» занимает третью позицию в рейтинге. Выручка на один гипермаркет «Ашана» в два раза превышает ближайшего конкурента  — «Метро».

Согласно данным отчета, самой динамичной компанией по показателю прироста количества магазинов в 2006-2008 гг. стала ГК «О’Кей», количество магазинов которой увеличилось почти в три раза. В абсолютном выражении больше всех (почти на 400 магазинов), выросла сеть «Магнит». Всего по России на десять ведущих ритейлеров приходится более 5000 магазинов.

В формате «супермаркет» лидирует магазины «Перекресток» компании X5 Retail Group. По итогам 2008 г. общая выручка «Перекрестка» в два раза превысила аналогичный показатель супермаркетов «Седьмой континент». Это связано с не только большей величиной выручки на один магазин «Перекрестка» по сравнению с конкурентом, но и с лидерством сети по количеству магазинов этого формата (у «Перекрестка» почти в два раза больше супермаркетов, чем у «Седьмого континента»). При этом «Перекресток» уступает магазинам «Виктория» по средней выручке на один магазин и средней торговой площади, а магазинам «Минимарт» (ГК «Дикси») — по показателям средней выручки на 1 кв. м. и росту сопоставимых продаж.

«В 2008 г. более 37% всех магазинов 9-ти ведущих сетей (здесь и ниже — без учета магазинов сети «Копейка») располагались в Центральном регионе, еще 23% пришлось на Южный регион, чуть меньше 19% — на Приволжский регион, еще 15% — на Северо-Западный регион, 6% — на Уральский регион и 0,3% — на Сибирский регион. В Дальневосточном регионе ни одна из сетей не была представлена», — говорится в исследовании.

Лучше всего в Центральном регионе представлена сеть  «Магнит». На эту компанию в 2008 г. пришлось почти 40% всех магазинов региона. А сети «О’Кей» и «Лента» в Центральном регионе не работают вообще. Помимо Центрального округа, «Магнит» лидирует также в Южном (сети принадлежит более 96% всех магазинов региона) и в Приволжском (более 85%). Лидером среди Северо-Западного региона является  X5 Retail Group  — более 44% всех магазинов региона. Наименьшую долю занимают сети «Ашан» и «Metro Group Russia», три  и пять магазинов соответственно. В Уральском регионе тоже лидирует  X5 Retail Group  — почти 49% магазинов региона принадлежит этой сети. А в Сибирском округе почти половина магазинов принадлежит сети «Лента». Только две компании – «Ашан» и  Metro Group Russia  — в 2008 г. имели магазины во всех шести округах. Сеть гипермаркетов «Лента» была представлена во всех округах, кроме Центрального; «Х5 Retail Group»  и «Магнит» — во всех, кроме Сибирского; «Седьмой континент» — не работал в Южном и Сибирском округах, а «О’Кей» — в Центральном и Уральском. Магазины компании «Дикси» располагались только в Центральном, Северо-Западном и Уральском регионах, ГК «Виктория» — в Центральном и Северо-Западном ФО.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments