Retailer.RU подводит итоги 2012 г. в российском ритейле и представляет обзор важнейших новых проектов на розничном рынке
Январь
«реал,- Гипермаркет» (21 место в рейтинге ТОП-100 розничных сетей, опубликованном в журнале Retailer Magazine) представил первый магазин в новом для себя формате «городской гипермаркет». Объект сети торговой площадью 6 000 кв.м., на которых расположились 30 000 SKU товаров, был открыт в московском ТЦ «Щелково». Формат «городского гипермаркета» предполагает практически отсутствие складских помещений и работу «с колес», пешую доступность для покупателей и преимущественно ночные поставки с компоновкой фур под потребность магазина.
Х5 Retail Group (1 место в рейтинге ТОП-100 розничных сетей, опубликованном в журнале Retailer Magazine) запустила интернет-магазин Е5, с помощью которого можно сформировать покупку в Интернете, а затем оплатить ее и забрать в выбранном покупателем магазине «Перекресток», «Пятерочка» или «Карусель». Ассортимент Е5 — более 250 000 товаров категории non-food (от детских игрушек до бытовой техники и электроники).
Февраль
ГК «Связной» (11 место в рейтинге ТОП-100 розничных сетей, опубликованном в журнале Retailer Magazine) объявила о запуске собственного проекта по продаже авиа- и железнодорожных билетов. Ритейлер выделил его в отдельное направление бизнеса с новой командой управленцев. К 2015 г. «Связной» рассчитывает завоевать не менее 5% рынка туристических услуг в России.
Март
Х5 Retail Group дал бренду «Копейка» новую жизнь. 2 марта 2012 г. первый магазин «Копейка» в формате «у дома» открылся в Москве на ул. Зверинецкая. Ранее компания рассматривала возможность продажи бренда поглощенной сети.
Компания «585», развивающая ювелирные сети «585» и «Золотой», запустила новый проект — сеть бижутерии и аксессуаров La fleur. Первый магазин уже начал свою работу в Белгороде. Запускать новые точки компания планирует преимущественно на Урале и на юге России.
«Корпорация СБР», развивающая DIY-сеть «Метрика» (83 место в рейтинге ТОП-100 розничных сетей, опубликованном в журнале Retailer Magazine), запустила в Санкт-Петербурге первый магазин своей новой FMCG-сети. Объект под временной вывеской «Продукты 24» начал работу 31 марта на Ленинском проспекте. Развивать новую сеть ритейлер пока планирует преимущественно в спальных районах Петербурга.
Апрель
УК «585», развивающая ювелирные сети «585» и «Золотой», запустила новый формат- «585 Золотой Дисконт». Первый магазин, в котором размер скидки на коллекцию достигает до 70%, открылся 19 апреля в Москве на Арбате.
Сеть товаров для дома «Уютерра» (100 место в рейтинге ТОП-100 розничных сетей, опубликованном в журнале Retailer Magazine) запустила одноименный интернет-магазин. В онлайн-гипермаркете представлено свыше 20 000 наименований. Информация о наличии товаров и их цена во всех городах, где представлены объекты сети, отображается реальном времени.
Май
Российский розничный оператор «Монэкс Трейдинг» (развивает сети Next, Mac, The Body Shop и др., (99 место в рейтинге ТОП-100 розничных сетей, опубликованном в журнале Retailer Magazine)) вывел на российский рынок американский парфюмерный бренд Bath & Body Works. Первый магазин начал работу в московском ТЦ «Атриум» 16 мая 2012 г. Бренд работает в среднем ценовом сегменте.
Сеть центров мелкооптовой торговли «Метро Кэш энд Керри» (4 место в рейтинге ТОП-100 розничных сетей, опубликованном в журнале Retailer Magazine) запустила новый формат, рассчитанный на города менее 500 000 жителей. Первый объект «Метро Пункт» открылся 17 мая 2012 г. в Вологде на арендованных компанией площадях торгового центра на Окружном шоссе. Инвестиции в его открытие составили около 1 млн евро. По итогам работы пилотного проекта в 2012 г. будет принято решение о дальнейшем тиражировании формата.
На российский рынок вышла обувная сеть kari (проект основателя «Эльдорадо» Игоря Яковлева). Первый магазин kari был запущен в мае 2012 г. Ассортимент магазина включает мужскую и женскую обувь под собственными торговыми марками. Ритейлер позиционирует себя в сегменте «масс-маркет». Площадь объектов составляет в среднем 300 кв. м.
Также на российский рынок вышла британская сеть игрушек Hamleys. Первый магазин открылся в мае 2012 г. в московском ТЦ «Европейский». Его площадь составила 1700 кв.м. Развивает бренд в России компания ideas4retail, также управляющая сетью Imaginarium.
Июнь
Компания Diva вывела на российский рынок свой второй бренд Lovisa. Первый магазин новой сети был запущен в июне 2012 г. в московском ТРК «Вегас». Целевая аудитория Lovisa — это «платежеспособные представительницы женского пола в возрасте от 25 до 35 лет, следующие за модой». Средняя цена украшения — 499 руб.
Российские ритейлеры создали Ассоциацию компаний интернет-торговли (АКИТ) для борьбы с «серым» рынком и монополией поисковиков, которые сейчас в одиночку формируют отношение к интернет-торговле у потребителей.
Компания «Метро Кэш энд Керри», развивающая одноименную сеть центров мелкооптовой торговли, запустила франчайзинговый проект. Первые магазины под брендом «Фасоль» открылись в Санкт-Петербурге. Данный формат является продолжением проекта «Школа торговли».
Июль
re:Store Retail Group (70 место в рейтинге ТОП-100 розничных сетей, опубликованном в журнале Retailer Magazine) начала торговать не только электроникой и мобильными телефонами, но и одеждой. Новым брендом в портфеле компании, развивающей монобрендовые сети re:Store (с техникой Apple), Sony, Samsung и Lego, стал Nike.
Первый магазин Nike площадью 300 кв.м под управлением re:Store Retail Group открылся в июле 2012 г. в петербургском ТРК «Гранд Каньон».
«Ашан» (3 место в рейтинге ТОП-100 розничных сетей, опубликованном в журнале Retailer Magazine) запустил новый для России проект — бутик «Ювелирные украшения». Первая точка в этом формате открылась 1 июля в московском «Ашане Сокольники», но в «Ашане» об этом сообщили только 27 августа. Ее ассортимент составил порядка 6000 наименований серебряных и золотых украшений и бижутерии, половина которых привозится из Франции. Вилка цен в бутике достаточно широкая — от 700 руб. за кольцо до 18 000 руб. и выше.
Август
Одежная сеть oodji (87 место в рейтинге ТОП-100 розничных сетей, опубликованном в журнале Retailer Magazine) в 60 своих магазинах из 420 впервые запустила в продажу линию детской одежды oodji kids. До этого момента ритейлер продавал только мужскую и женскую одежду и аксессуары. Одежда рассчитана на детей в возрасте от 3 до 12 лет. Концепция линии выдержана в общей стилистике бренда на сезон осень-зима 2012/2013 – «уютная загородная Европа». Средняя цена одной вещи — 399-699 руб.
Сентябрь
Сеть обувных каскетов «Эконика» 5 сентября 2012 г. запустила интернет-магазин. В отличие от многих ритейлеров, начинающих развивать свой онлайн-бизнес с Москвы и Санкт-Петербурга, «Эконика» сразу начала доставлять заказы во все города России.
Компания Ideas4retail, которая также управляет сетями Imaginarium и Mamas & Papas, официально представила свой собственный розничный проект сеть товаров для кухни Cook House. Ритейлер открыл двухэтажный флагманский магазин Cook House в московском ТЦ «Капитолий» на пр. Вернадского. Инвестиции в его запуск составили около 20 млн руб. На площади 600 кв.м представлено около 5000 наименований товаров.
Первый магазин фермерских продуктов «Гирлянда» площадью около 90 кв.м начал свою работу 12 сентября на Большом проспекте П.С. в Санкт-Петербурге. Владельцы новой сети предприниматели Антон и Алена Гилиловы, планируют вложить в развитие бизнеса 2 млн евро и окупить его за три года.
Октябрь
На российском розничном рынке появилось новое объединение ритейлеров. Татарстанские компании «Агат», «Дуслык» и «Челны-хлеб» образовали торгово-закупочный союз «Волжско-Камский». Новый союз объединил под своей эгидой более 90 торговых точек формата «магазин у дома», «супермаркет» и cash&carry площадью около 50 000 кв. м.
Компания «Симтекс» (БТиЭ-сети «Техношок», «Просто» и интернет-магазин «Закажи») запустила новый проект в формате «купонатор». За основу был взят инструмент покупок в Интернете с использованием скидочных купонов. Сервис запускается под уже известным брендом «Закажи».
Fashion-ритейлер Kira Plastinina инвестировал 150 млн руб. в запуск собственного производства в Подмосковье. Там будет отшиваться 100% изделий марки Lublu Kira Plastinina и 15% всей продукции под брендом KiraPlastinina. С помощью импортозамещения компания планирует улучшить показатель оборачиваемости и повысить контроль качества
Александр Федоров, создатель розничной сети «Дикая орхидея», занялся новым проектом в ритейле. Он возглавил новую сеть магазинов женской одежды премиум-сегмента «Фан Фан», став также ее миноритарным акционером. Первый магазин под брендом «Фан Фан» открылся в Подмосковье в ТЦ «Юнимолл» на Новорижском шоссе.
Первые магазины сети дискаунтеров «Верный» (новый проект основателя «Пятерочки» Андрея Рогачева) открылись в октябре 2012 г.: два из них были запущены в Москве, два — в Санкт-Петербурге. Средняя площадь одного магазина составила порядка 400 кв.м, инвестиции в оборудование — 6-10 млн руб.
Ноябрь
Испанский ритейлер Mango решил развивать в России еще два своих бренда — магазины аксессуаров Mango Touch и магазины мужской одежды H.E by Mango. Первый объект Mango Touch площадью 100 кв.м был запущен в ноябре 2012 г. в сочинском ТРЦ «МореМолл». А первые два H.E by Mango (200 кв.м каждый) начнут работу в московском «Гудзоне» и екатеринбургском «Гринвиче» весной 2013 г.
Декабрь
Владелец «Магнита» (2 место в рейтинге ТОП-100 розничных сетей, опубликованном в журнале Retailer Magazine) Сергей Галицкий начал новый проект по созданию парфюмерно-косметической сети. Первый магазин новой сети под брендом Rouge открылся в Краснодаре, на подходе еще один — в том же регионе. Ритейлер уже развивает сеть магазинов «Магнит Косметик», они относятся к массовому сегменту и, кроме самой косметики, предлагают ряд товаров для дома. Новый же проект может создать конкуренцию таким сетям, как «Л’Этуаль» и «Рив Гош». Правда, название, по мнению маркетологов, является не самым удачным.
Основатели УК «Симтекс», развивающей сети «Техношок», «Просто» и др., открыли свой первый премиальный салон оптики «Реноме» в Санкт-Петербурге на Суворовском пр. Инвестиции в запуск объекта составили 10 млн руб. Ритейлер намерен окупить вложенные средства за три года. В 2013 г. планируется увеличить сеть на 3-5 объектов
X5 Retail Group запустила тестовый «Магазин Будущего», работающий на основе RFID-технологий, для сотрудников своего московского офиса. В обычных магазинах компания начнет использовать RFID-технологии с конца 2013 г. Инвестиции в проект в общей сложности составили 350 млн руб.
Финский ритейлер Kesko запустил в Санкт-Петербурге первый гипермаркет продуктовой сети «К-Руока». В ближайшей перспективе запланирована покупка еще как минимум десяти площадок под строительство «К-Руока» в Санкт-Петербурге и Москве.