До начала 2000-х гг. сделки M&A оставались немногочисленными экспериментами российских предпринимателей — как в экономике в целом, так и на рынке розничной торговли. Впрочем, вспомнить отдельные вспышки желания продаться (купить) не составляет труда: так, в 1999 г. Олег Тиньков продал компании «Симтекс» один из своих первых бизнесов — сеть магазинов бытовой техники и электроники «Техношок»; в том же году столичная «Техносила» приобрела столичную же сеть «Диал Электроникс». А первые зарубежные инвесторы вошли в российскую розницу относительно современного образца аж в 1996 г.: это была датская компания Scandinavian Manufactrust Aps, купившая 51% акций петербургского ЗАО «Первомайская заря», в 2005 г. на базе которого образовано ОАО «Мэлон Фэшн Групп».
Одной из причин, «отложивших» рождение рынка M&A, стал кризис 1998 г.: предприятиям и компаниям требовалось время для восстановления. По мере формирования в российской торговле первых крупных сетевых брендов — в FMCG это «Седьмой Континент», «Перекресток», «Патэрсон», «Лента» и др., а также региональных сетей, стал приобретать свои очертания и круг потенциальных участников сделок слияний и поглощений.
Одной из первых заметных на FMCG-рынке сделок M&A стало приобретение в 2003 г. «Перекрестком» 75% акций нижегородского ЗАО «Спар Мидл Волга». Акции были выкуплены у компании Delta Capital Management, управляющей инвестиционным фондом «США-Россия». Как подчеркивал тогда генеральный директор ТД «Перекресток» Александр Косьяненко, это была «первая сделка на российском розничном рынке, когда стратегический инвестор выкупает долю у западного инвестиционного фонда».
О том, кто был самым активным игроком на рынке M&A, об основнымх принципах «Риглы» и «Детского мира» при выборе объектов для поглощения и многом другом читайте в новом номере Retailer Magazine.