С 2011 г. «Магнит» реализует собственный сельскохозяйственный проект: строит на Кубани теплицы, чтобы продавать в собственных магазинах огурцы собственного же производства. Что это: новое направление бизнеса или проект «от бессилия»? Станет ли этот пример заразительным или коллеги по цеху предпочтут действовать по старинке, делая ставку на кулинарию и готовые полуфабрикаты?
В собственный сельскохозяйственный проект ритейлер намерен вложить ЕВРО 350 млн: по состоянию на август в эксплуатацию было введено уже 40 теплиц (занимают 20 га). Через три года их площадь должна составить 120 га, и они будут обеспечивать более половины потребности ритейлера в свежих овощах. Основатель «Магнита» Сергей Галицкий называет проект «абсолютно непрофильной деятельностью», а свое решение объясняет тем, что ему «просто не хватало огурцов для сети».
Доходность инвестиций в проект изначально ниже, чем в профильном для компании виде деятельности — розничной торговле. «Основываясь на финансовых показателях непубличных производителей в данной отрасли сельского хозяйства, мы оцениваем ее в 9–12%, — считают аналитики компании «Тройка Диалог». — Тем не менее у данного шага есть экономическое обоснование. На огурцы и помидоры приходится примерно 1% выручки ритейлера, и открытие собственного производства, по нашим оценкам, позволит заметно увеличить валовую рентабельность от реализации этих продуктов — с 12–15 до 40%».
Огурцы в основном импортируются из Турции: транспортировка занимает в среднем восемь дней. За день овощ теряет около 1% массы, и к тому моменту, когда он попадает на полку «Магнита» (как и любой другой розничной сети), он теряет порядка 8% своего изначального веса. Кроме того, он должен быть съеден в течение 10–13 дней после сбора: добавим к дороге из одной страны в другую внутреннюю логистику и процесс приемки товара — на то, чтобы покупатель его приобрел и употребил в пищу, остается всего пара дней. Таким образом, усиление вертикальной интеграции и сокращение товарных потерь сыграет ритейлеру на руку. Из других опрошенных Rm розничных компаний сегодня никто не владеет собственными сельхозугодиями и в ближайшем будущем — не собирается.
Производственные мощности
Если говорить о более-менее серьезных производственных мощностях, то наиболее популярными у розничных компаний являются линии по фасовке сыпучих продуктов. Так, X5 Retail Group в месяц выпускает 460–470 тонн сыпучей продукции: сахара, гречневой крупы ядрицы, перловки и гороха. Работает также цех по фасовке сыра и мяса, которые поставляются в сети X5 в крупной таре. В Московской области работает цех дефростации, где производятся фасованная рыба и морепродукты под собственной торговой маркой ритейлера Fish House (более 20 наименований продукции)…
Какова доля собственного производства в выручке и ассортименте крупнейших FMCG-cетей вы можете узнать в рубрике «Вектор» в новом Retailer Magazine (№3 (26), октябрь 2012).