Центр Новосибирска заполняется кофейнями, мини-ресторанчиками, — несмотря на кризис заведения такого формата пользуются спросом у новосибирцев. Изменение назначения помещения позволяет владельцам поднять ставки аренды.
Красный проспект, Орджоникидзе, Советская, Вокзальная магистраль, — в проходных трафиковых местах закрываются магазины и бутики, а их место занимают заведения общепита в мини-формате.
Примером такой тенденции может стать несколько крупных зданий в центре города. Советская, 18, Ленина 1, Вокзальная, 16/Советская, 37.
Средняя цена аренды помещения площадью около 100 кв.м. универсального назначения в центре Новосибирска –1300-2000 рублей за кв.м. Так, на Красном проспекте 49, сдают помещение универсального назначения площадью 148 кв. м по цене 1300 рублей/кв. метр. А на Красном проспекте, 51/2 предлагают помещение в 135 кв.м. уже по 2000 рублей /кВ.м.
Охотнее снимают помещения в "намоленных" местах, где и раньше были заведения общепита. Гораздо сложнее сдать под ресторан бывший магазин.
Причина – в сложностях оформления. Если в здании точка общепита уже работала, то нужно лишь заключить договор с арендодателем. Если ресторана или кафе на этом месте не было придется делать техническое заключение, технологический проект и ряд других проектов и согласовывать это в инстанциях. Стоимость пакета услуг за помещение в 100 кв.м дороже стоимости месячной аренды: 150 000-190 000 рублей.
Уникальная ситуация сложилась на Красном проспекте, 17. Хозяева здания даже решили сдавать помещения на первом этаже именно предприятиям общепита. В здании работают сетевая бургерная МясоRoob, кондитерские "Кофебулка" и Kuzina, магазин косметики Organic Shop, а также кофейня Organic Coffee, "Шашлыкофф", бар "Амстердам", ресторан сети "Своя компания", а также пара небольших кофеен.
Как можно понять со слов представителя собственников здания Ивана Стрижева в комментарии НГС, это позволило поднять ставки аренды. Сейчас здесь здается одно помещение на 1-м этаже площадью в 80 кв. м по цене 3200 рубдей/кв.м., что как минимум в два с половиной раза выше средних ставок по аренде в этом районе.
Почему кормить выгоднее, чем продавать?
По данным Новосибирскстата, обороты общественного питания осенью растут, а обороты розницы снижаются. При этом основным "падающим" сегментом в рознице становятся как раз непродовольственные товары, которые как раз и продаются традиционно в мини-магазинчиках и бутиках в центре Новосибирска.
При падающих расходах населения реально было бы предполагать, что люди будут экономить в первую очередь на походах в рестораны. В частности, по словам руководителя отдела по работе с розничными сетями исследовательской компании Nielsen Ольги Севостьянчиковой, одна из стратегий экономии — уменьшение количества посещений ресторанов, кофеен, фаст-фудов, баров, клубов, кино и театров.
Сами рестораторы считают лидерами роста малоформатные точки — миникофейни и фреш-бары. В комментарии НГС Евгения Головкова, руководитель сети Kuzina отметила, что особенность таких заведений в том, что они стараются располагаться на проходных местах, стимулируя импульсные покупки. При этом оборот точек растет, а средний чек падает.
"Условно говоря, люди меньше покупают торты, но чаще заходят просто для того, чтобы съесть пирожное или выпить кофе", — комментирует ситуацию Головкова.
Одним из минусов в расположении заведений в подобных зданиях называют практически 100%-ное отсутствие парковок. Хотя основной клиент здесь – гуляющие молодые люди, гости города, парочки и зашедшие поболтать приятели. Весной и летом количество подобных точек будет расти, а их хозяевам придется искать все новые фишки для привлечения внимания гостей.