Первые лица компаний "Буквоед", "Унция", "Центральные булочные", "Улыбка радуги" и befree о кризисе в целом и его влиянии на ритейл.

Дата записи: 28 ноября. Размер: 58,8 Мб. Время: 17 минут 36 секунд.

Даниил Сомов (совладелец ИД Retailer): — Как ритейлерам в новых экономических условиях жить лучше? Мне кажется, что когда кто-то говорит слово «кризис», он уже с ним столкнулся. Остановившему меня недавно дорожному инспектору было на кризис все равно, потому что он мировой, а Россия тут вроде ни при чем.  Но раз инспектор знает про кризис, значит он и его коснулся. Коллеги, волнует ли вас эта тема?

Денис Котов (генеральный директор, основатель, «Буквоед»):  —  Чувствуется ли кризис в книжном бизнесе? У меня есть ощущение, что люди перестали ходить в рестораны, но начали посещать книжные магазины. Многие  начинают читать профессиональную литературу, чтобы освоить другие виды деятельности. Издатели, которые ориентировались на финансистов и биржевых игроков, сильно грустили на нашей вчерашней встрече и рассказывали о планах по смене целевой аудитории.

В следующем году в книжном бизнесе ожидается стагнация. Темпы роста снизятся, но есть много предпосылок для роста. Это свидетельствует о том, что жизнь не заканчивается и не закончится в следующем году.

Я считаю кризис — временем возможностей. Посмотрите, сколько предложений об аренде на Невском проспекте.  Уже появляется пространство и можно смело торговаться с арендодателями. Самые нечувствительные арендодатели станут чувствительными к весне, когда поймут, что спроса нет.

Кризис создает возможности для розничных компаний. Затруднения будут испытывать только «закредитованные» бизнесы.

Елена Говорун (финансовый директор, «Центральные булочные»): — Нельзя сказать, что мы почувствовали на себе кризис. У нас нет кредитов, но мы торгуем продуктами питания и зависим  от покупательского спроса. Выручка в ноябре пока не соответствует нашим ожиданиям. Мы наблюдаем спад, но он скорее качественный, а не количественный. Спросом стали пользоваться товары более низкой ценовой категории. Мы ждем повышения продаж перед Новым годом, но что будет дальше – неизвестно.  Люди всегда будут покупать продукты, возможно нам нужно изменить  категорию товаров, которыми мы будем торговать.

Нужно быть готовыми к спаду продаж в следующем году

Михаил Уржумцев (генеральный директор, сети Zarina, befree, Taxi): — В одежном бизнесе, в котором работает наша компания, кризис уже чувствуется.   

Сегодня возникают такие ситуации, о которых еще полгода назад еще не могло быть и речи.

Если говорить о влиянии внешних факторов, то, во-первых, ритейлеры ощущают жесткую финансовую политику банков.  Во-вторых, у сетей меняется стратегия региональной экспансии. Большинство торговых центров стремятся открыться в конце этого года или в начале следующего. Но не все торговые операторы могут выдержать влияние внешних кризисных факторов. Зато сегодня есть возможность более спокойно войти в существующие торговые центры и воспользоваться этой ситуацией,  как это было в 1998 году, когда операторы заняли какие-то места и потом десятилетие были «на коне».

Нужно быть готовыми к спаду продаж в следующем году и все свои действия или бездействия направлять на то, чтобы развиваться за счет внедрения в рыночное пространство, открываясь на освобождающихся площадях.

Денег на рынке нет давно  

Сергей Николаев (управляющий партнер, «Унция»): — Наша сеть торгует премиальным развесным чаем. С  наступлением кризиса покупательский спрос стал изменяться в зависимости от мест продаж.В Москве, например, был двухнедельный спад в конце сентября – начале октября, но затем продажи выровнялись. В Санкт-Петербурге в течение  сентября-октября не было никаких изменений в покупательском спросе, но уже в ноябре наметился небольшой спад на 5-7%. Во франчайзинговых магазинах, расположенных в регионах, пока нет изменений выручки. Но примерно 10% оптовых клиентов сообщают о снижении продаж на 30%.

Мы планируем работу сети по двум сценариям: мягкому (15-20% спад продаж) и жесткому (35%).

Также мы ведем переговоры о снижении арендной ставки с января-февраля 2009 г. Пока нам это не удается. Действительно, появилось больше предложений аренды помещений в   хороших местах, но  снижения цен я пока не наблюдаю. Мы готовы открывать свои магазины где угодно, но за разумные деньги.

Денег на рынке нет давно. Но и у «Унции» с финансированием пока нет проблем.

Ближайшие три года будет все очень плохо 

Дмитрий Румянцев (председатель совета директоров, «Улыбка радуги»):  — Хорошо бы провести этот круглый стол еще в феврале и июле следующего года, и посмотреть насколько изменились ощущения.

Я думаю, что ближайшие три года будет очень тяжелыми для всех сегментов рынка. Тяжелее всех будет бизнесу, целевой аудиторией которого являются молодые люди   20 -25 лет,  выросшие с ожиданием, что все будет хорошо. Массовые сегменты продовольствия, одежды и обуви, которые тяжело заменить, почувствуют себя лучше.   Снизится конкуренция и проще будет работать с маржой.

Во всей сети  «Улыбка радуги» в последние два месяца  плавно снижается количество и размер среднего чека. Снижение небольшое, но реально ощутимое.  На следующий год  прогнозируется снижение среднего чека и количества покупателей на 10-15%. Мы пока не обсуждаем, каким образом  будем это компенсировать: повышать цены или  эффективность, открывать новые магазины.

Государство заявляет о том, что поддерживает ритейлеров. Отовсюду аккуратно и вежливо звучит: «Мы с вами, но пока что подождите. Самим бы не упасть».

Из общения с поставщиками, банками и покупателями складывается ощущение, что у всех  тяжелая ситуация, но в нашей компании пока все хорошо. Мы продолжаем работать с    банками, но на более жестких условиях по процентным ставкам и срокам.

Например, в «Сбербанке», с которым мы работаем, в ближайшие три месяца не будут повышаться лимиты.  И в это время государство заявляет о том, что поддерживает ритейлеров. Отовсюду аккуратно и вежливо звучит: «Мы с вами, но пока что подождите. Самим бы не упасть».

Честно скажу, что желаю удачи всем нам. Желаю, чтобы кризис не продлился дольше пяти лет. Компании с хорошим  управлением получат поддержку акционеров, выживут и будут еще сильнее. Компаниям,  живущим на заемные средства и продающим в среднеценовом сегменте, будет очень тяжело.

Участники круглого стола:

Даниил Сомов, совладелец ИД Retailer, Денис Котов, генеральный директор и основатель сети «Буквоед»; Аркадий Пекаревский, основатель, вице-президент и совладелец магазинов Sela; Михаил Уржумцев, генеральный директор befree, Zarina, Taxi; Сергей Николаев, управляющий партнер сети магазинов «Унция»; Виктор Гордейчук, президент «Техношок»;  Филипп Капчиц, генеральный директор представительства корпорации Sela в Санкт-Петербурге; Владимир Храбрых, директор Северо-Западного регионального центра ОСАО «Ингосстрах»;  Андрей Соловей, директор по развитию компании Leader Team; Петр Грек, коммерческий директор сети аптек «Первая помощь»; Елена Говорун, финансовый директор, «Центральные булочные»; Дмитрий Румянцев, председатель совета директоров, «Улыбка радуги»; Андрей Иванов, руководитель отдела аутстаффинга Leader Team.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments