В условиях экономического кризиса, когда нужно потуже затянуть пояса и отказаться от ненужных и дорогостоящих вещей, как ни странно, наблюдается всплеск шопоголизма. Дамы, лишившиеся работы и стабильного дохода, вместо того чтобы экономить, пускаются в необдуманные траты. Данный парадокс обнаружили ученые из британского Университета Хартфордшира, которые установили, что, хотя для основной массы людей экономический кризис играет роль тормоза, для некоторых индивидов риск остаться без денег служит сигналом для начала шопинг-марафона. Авторы исследования подчеркивают, что причинно-следственная связь кризиса и приступа шопоголизма справедлива прежде всего для женщин.

Оказывается, в смутные времена большинство представительниц прекрасного пола увеличивают траты на себя, любимую, в среднем на 20%. Чтобы узнать причину этого скачка покупательской способности, профессор Карен Пайн провела сравнительный анализ поведения британок в магазине в 2004 и в 2008—2009 годах, а также опросила более 700 женщин на предмет их покупок во время кризиса. Руковод-ствуясь полученными данными, автор исследования установила, что с недавнего времени 80% жительниц Туманного Альбиона тратят деньги, руководствуясь не необходимостью покупки, а своим желанием отвлечься от гнетущих мыслей и побаловать себя. Для сравнения, в 2004 году магазинам, как наиболее приятному времяпрепровождению, отдавали предпочтение только 52% англичанок.

«Многие женщины используют магазины как средство снять напряжение и зарядиться положительными эмоциями, — говорит Карен Пайн. — Шопинг — это своеобразная анестезия, притупляющая чувство страха перед будущим и неудовлетворенность своей жизнью. Процесс траты денег является компенсаторным механизмом, позволяющим не чувствовать себя беспомощной и неспособной позаботиться о себе. Поэтому волнение по поводу нехватки денег, как ни парадоксально, усиливает потребность покупать».

Оказывается, шопинг как способ регуляции настроения схож с традиционным средством снятия стресса — алкоголем. Бокал вина позволяет расслабиться, а ежедневный стакан водки превращает человека в алкоголика. По тому же принципу действуют и покупки — радость от приобретения любимых духов не идет в сравнение с болезненной страстью к ежедневным рейдам по магазинам и опустошению кошелька и кредитки.

«Затяжной вялотекущий стресс, вызванный непонятной ситуацией на работе и финансовой неопределенностью, побуждает женщин искать в жизни приятные моменты, — отметила РБК daily врач-психотерапевт Института психотерапии и клинической психологии Оксана Дерен. — Выбирая себе обновку или покупая что-нибудь для дома, женщины стараются отвлечься от проблем, расслабиться и доставить себе удовольствие».

Кстати, в качестве причины пойти и спустить всю наличность четыре из десяти женщин считают депрессию. «Посещение магазина для женщин — потребность не столько материальная, сколько эмоциональная. Поэтому потакать своей привычке дамы будут, несмотря на черные дыры в бюджете, — отмечает Пайн. — Однако в ситуации экономического кризиса наращивание темпов скупки «милых вещичек» грозит еще более глубокими депрессиями, обусловленными уже объективными причинами — полным отсутствием денег». И действительно, по признаниям респонденток, раньше ни одно другое занятие так быстро не возвращало их к жизни; теперь же, выходя из магазина с полными сумками ненужного барахла, они испытывали угрызения совести. Так, каждая четвертая, возвращаясь домой со своей добычей, сожалела о потраченных впустую деньгах, испытывала чувство вины и стыда за свою слабость. Каждая седьмая начинала терзаться уже в магазине, что, однако, не мешало ей потратить сверх меры.

По мнению психологов, как и все зависимости, шопоголизм, или, по-научному, ониоманию, подпитывают комплексы, тянущиеся из детства. Ощущение себя маленьким, беспомощным, зависимым от взрослых, потребность во внимании, ласке, защите и подвигают человека впадать в зависимость если не от алкоголя, то от покупок. Исследования, также проведенные недавно в Англии, выявили, что одной из основных причин шопоголизма может быть низкая самооценка и неуверенность в себе.

Между тем подобные «антикризисные» меры могут подорвать не только семейный бюджет, но и ввергнуть государство в еще более глубокий кризис. Так, в Штатах шопоголиков уже обвиняют в третьей волне экономического спада — кризисе кредитных карточек. По данным сайта Credit.com, на начало нынешнего года неоплаченные долги американцев за покупки по пластиковым кредитным картам составляли 961 млрд долл. За это время армия безработных пополнилась 2 млн человек, чьи невыплаченные долги увеличили бремя зависших кредитных платежей.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments