Кризисные времена привели к росту воровства в магазинах. Колбасу, икру и алкоголь крадут не только для себя, как раньше, но и на продажу.
Наталья Аббясева, менеджер стильного направления компании «Спорт–стиль», рассказала, что, когда начинался кризис, они ожидали резкого всплеска краж. "«Мы усилили охрану, особенно в крупноформатных магазинах, площадь которых 400–500 м2. В результате кражи увеличились незначительно — на 5–10%", — говорит Наталья Аббясева.
"Существенного роста краж в краснодарских "Перекрестках", а их у нас там четыре, нет, — рассказывает Владимир Русанов, менеджер по связям с общественностью в регионах компании X5 Retail Group N.V. — В среднем ежемесячно мы фиксируем по всем этим магазинам 40–60 краж. Чаще всего пытаются воровать алкоголь, жевательную резинку, баночки с красной икрой, парфюмерию, сигареты — все, что в маленьких упаковках. Люди доходят до того, что съедают в зале конфеты, печенье, сосиски. Пытаются на себе вынести одежду. Появились даже группы воров, специализирующиеся на магазинных кражах". По его словам, любой убыток от краж для компании — существенный. Иногда сумма потерь одного магазина составляет 0,5%–1% от оборота. "В магазинах работают камеры, системы сигнализации, визуальная охрана. Задержанных воришек мы передаем в территориальные органы внутренних дел, которые принимают решения о возбуждении уголовных дел", — рассказал Владимир Русланов.
Крадут для бизнеса
"В Краснодаре сейчас работает два торговых комплекса "Лента", которые открылись во второй половине 2008 г. Поэтому сравнить кражи за первое полугодие 2009 и 2008 гг. мы не можем, — говорит Анатолий Сорокин, директор службы контроля и режима петербургской сети «Лента». — С января по июнь 2009 г. в двух краснодарских магазинах задержано за кражи 638 человек, за фальшивые купюры — 39 человек, за мелкое хулиганство — 13 человек. Из них 59 человек переданы в ОВД, возбуждено четыре уголовных дела. Остальных не задерживали. Они оплачивали товар и конфликт был исчерпан". По его словам, в условиях кризиса стало больше краж товаров, пригодных для перепродажи. Это и продукты (сырокопченые колбасы, икра, дорогой алкоголь), и косметика, и товары мультимедиа. "Это связано с тем, что некоторые стали рассматривать наши торговые комплексы как источник дополнительного, а иногда и единственного, способа заработать", — объясняет Анатолий Сорокин. По его словам, сети несут от краж убытки. "Было бы смешно, если бы было наоборот. В первом полугодии в Краснодаре нашей службой выявлено и предотвращено убытков на сумму более 700 тыс. рублей. Это менее 0,001% от оборота краснодарских магазинов за аналогичный период", — говорит Анатолий Сорокин.
Впереди — культурная столица!
Мария Мартынова, директор представительства Lindex в России, говорит, что в каждом городе ситуация с кражами абсолютно разная. "Наши магазины работают в Петербурге, Ростове–на–Дону, Краснодаре и Нижнем Новгороде. Так вот в Питере в кризисное время кражи увеличились в 2 раза, причем воруют не только одежду, даже крючки в раздевалках и литературу о правилах торговли с уголков потребителей. В Краснодаре резкого увеличения случаев воровства не было. Думаю, это зависит от общего культурного уровня общества, криминальной ситуации в городе, где работают торговые комплексы», — сказала она.
По ее словам, многие магазины в стоимость товара закладывают "процент потерь", который чаще всего зависит от оборота компании.
Тайные сведения
Ольга Куторжевская, менеджер по связям с общественностью сети "Табрис", отказалась давать какие–либо пояснения, сославшись на то, что "политика компании — не давать комментарии в прессе". Директор департамента по работе с инвесторами сети "Магнит" Олег Гончаров сказал, что "статистика о кражах — это непубличная информация".
Оборот розничной торговли в крае в январе–июне 2009 г. составил 233,3 млрд рублей, что в товарной массе на 0,7% меньше, чем за аналогичный период прошлого года (данные Краснодарстата).
Торговля одеждой — второй по величине и темпам роста сегмент российского ритейла (после продуктового), он оценивается в $40 млрд и считается конкурентным. В последнее время ежегодный прирост этого рынка насчитывал 20–25%, однако в 2009 г. некоторые эксперты ожидают замедления роста до 9% в год.