Покупатели постепенно сокращают свои расходы на предметы роскоши, в том числе на квартиры, машины, ювелирные украшения и одежду. По оценкам экспертов, рынок товаров и услуг класса люкс в регионе сократился на 15% с начала года. Это самое сильное падение в регионе, даже по сравнению с кризисным 2009 годом, когда потребление товаров класса "люкс" в среднем сократилось на 5%, отмечают представители бизнеса.
"Планомерное снижение спроса на товары – сейчас характерно для всех категорий покупателей. В большой степени, конечно, стали экономить люди со средним достатком и ниже среднего – в этом сегменте покупки осуществляются реже на 30%. Кризис заставил оптимизировать свои расходы и новосибирцев с доходами выше среднего – до 15%", говорит финансовый эксперт службы "Маяк" Татьяна Семенова.
Тенденция негативная, признает руководитель отдела вторичного жилья агентства недвижимости "Жилфонд" Ирина Вонарха: "С начала года спрос на недвижимость класса "люкс" заметно снизился. Сейчас покупательский интерес сместился в сегмент эконом-класса — это касается и квартир, и загородных домов, и дач, и земельных участков".
Закономерно, что при сниженном спросе начинает снижаться и цена предложения в этом классе недвижимости — некоторые объекты элитной недвижимости впервые упали в цене на 5-10%, отмечает она.
Помимо дорогостоящей недвижимости, потребители товаров и услуг класса "VIP" начали экономить, в том числе на бизнес-авиации — количество рейсов из Новосибирска в этом сегменте сокращается с ноября прошлого года. К весне 2015 года падение составило 30%, отмечают представители отрасли. "Трафик по представительскому классу в Европу существенно упал – от 7 до 20%. В период кризиса, пассажиры стали более экономными", — сообщил генеральный директор компании "Восточный экспресс" Алексей Медведев.
Рекордным падением спроса в сегменте "люкс" отметилась автомобильная отрасль. По данным "Автостата", по сравнению с прошлым годом, в 2015 рынок новых автомобилей в Новосибирской области сократился на 45,1%. В первом квартале прошлого года дилеры, представленные в регионе, продали 5242 автомобиля. За аналогичный период этого года — всего лишь 2877 машин. "В целом по рынку спрос на автомобили премиум класса марок BMW, Audi и Mercedes-Benz в первом квартале этого года упал на 45%", прокомментировала РБК.Новосибирск руководитель отдела продаж "МАКС Моторс" Наталья Буданова.
Еще одна сфера бизнеса в регионе в этом году отметила сокращение числа постоянных клиентов и суммы чека – это ювелирные магазины и сети. Продажи колец, кулонов и других украшений с драгоценными камнями в январе упали более чем на 35%, констатируют представители отрасли. "Наибольшее снижение спроса коснулось изделий премиум-класса – до 35%, в то же время категория "средний класс" продается реже на 20%", сообщил РБК.Новосибирск гендиректор Гильдии ювелиров России Эдуард Уткин.
Вслед за спросом, представители ювелирной отрасли развернулись в сторону более низких ценовых сегментов. Ряд крупных розничных компаний Новосибирска увеличил закупки ювелирной бижутерии из Китая, расширяя при этом предложения по серебру. "Сама по себе разница в цене металла колоссальна, золото стоит около 1 тыс долларов за унцию, а серебро 14 долларов за унцию", отметили директор маркетингового агентства "Grinderr" Булат Барантаев.
Владельцы брендовых бутиков дорогостоящей одежды отмечают, что состоятельные клиенты продолжают приобретать товары класса люкс, несмотря на экономическую ситуацию. Однако количество покупок снижается. Как пояснила РБК.Новосибирск байер Галереи магазинов женской одежды "Patricia Pepe", "Liu Jo" и "Blugirl Folies" Ольга Фейгина, оборот в первом квартале этого года в среднем упал на 20% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
"Мы напрямую зависим от курса евро, что не могло не сказаться на стоимости одежды. В связи с подорожанием, естественно, у нас снизился средний чек, сейчас он на 15% меньше, чем в прошлом году", — сообщила Ольга Фейгина.
Менее всего пострадала категория услуг vip в сфере организации отдыха. Общее падение спроса на туры в этом году составило более 30%. При этом эта спрос на отдых со стороны vip -туристов снизился менее всего и сейчас к летнему сезону наблюдается оживление в этом сегменте, говорит исполнительный директор Новосибирской ассоциации туристских организаций (НАТО) Светлана Фоменко.. Основные направления – Доминикана, Мальдивы, Испания, Италия и ОАЭ.
Эксперты компании стратегического консалтинга "Bain & Company" ожидают, что российские покупатели товаров сегмента люкс сократят свои бюджеты на сезон весна — лето 2015 года вплоть до 30% из-за падения продаж и продолжающейся девальвации рубля. По их мнению, общий низкий уровень потребительского доверия обусловлен неуверенностью в будущем.
Директор по коммуникациям исследовательского холдинга "Ромир" Евгения Рубцова напротив считает, что этот сегмент не почувствует значительного падения. "Да, возможно, некоторые поккупатели немного умерят аппетит в покупке очередной пары обуви или сумочки. Но в повседневных расходах они точно себя ограничивать не будут. Как и во время кризиса 2008-2009 года высокодоходная аудитория, наоборот, увеличивает затраты на товары повседневного спроса и продукты/алкоголь, повышая и объемы, и премиальность. В этом присутствует некая протестность кризису, но также и замена потреблению в ресторанах", считает собеседница.