Компании, являющиеся собственностью акционеров, меньше учитывали интересы сотрудников и поэтому легче пережили кризис, чем семейные фирмы. Об этом свидетельствуют результаты исследования, проведенного немецкой консалтинговой компанией Weissman & Cie. Такой вывод оказался неожиданным, ведь до 2008 года дела семейного бизнеса шли с каждым годом все лучше и лучше.
Weissman & Cie сопоставила деятельность 40 крупнейших немецких компаний каждой категории. Несмотря на то что 12 из 40 акционерных компаний, котирующихся на бирже, во время глобального спада демонстрировали убытки, ни одна из них не оказалась на грани банкротства. А вот многие семейные компании попали в тяжелое положение: торгово-туристический концерн Arcandor обанкротился в прошлом году, Porsche тогда же был поглощен автоконцерном Volkswagen. Производитель подшипников Schaeffler и фармконцерн Merckle также находились на грани краха и уцелели с трудом.
Оборот 40 акционерных компаний составил в прошлом году 798 млрд евро, а такого же количества семейных фирм — только 543 мрлд евро, и то благодаря успешным розничным сетям Aldi и Lidl. При этом прибыль публичных компаний в прошлом году снизилась по сравнению с 2008 годом на 38%, с 35,9 млрд до 21,2 млрд евро. Прибыль 26 семейных предприятий, публикующих эти данные, упала более чем втрое, с 9,8 млрд до 3,2 млрд евро.
По словам главы Weissman & Cie Арнольда Вайссманна, одна из причин, которая помогла акционерным компаниям пережить кризис, заключается в том, что их руководство меньше учитывало интересы персонала. Кроме того, как рассказал РБК daily эксперт Лондонской школы экономики Том Кирхмайер, многие акционерные общества получили господдержку, к тому же у них даже во время кризиса был доступ к рынку капитала на хороших условиях.