Когда в начале 90-х мы начинали учиться азам рыночной экономики, я помню, что самое большое впечатление на меня производили безапелляционные отрицательные выводы инвестиционных экспертов (тогда еще по преимуществу иностранных) относительно блестящих, как нам казалось, предложений инвестпроектов. Оказывалось, что они начинали рассмотрение не с самой идеи, ее уникального решения, тщательной проработки механизма реализации, а с конечной точки – с потребителя. Есть ли у конечного продукта потребитель и сколько он будет готов заплатить за предлагаемый продукт. Второй этап рассмотрения касался системы дистрибуции продукта. Кто, как и с какими издержками и наценками готов будет этот продукт продавать. И только когда эти параметры становились ясными и понятными, начиналось рассмотрение самого проекта, т.к. появля-лась уверенность, что его результат можно будет продать.

Уже более 15 лет прошло с тех пор, но до сих пор я не редко слышу высказывание о том, что главное – произвести, а уж продажи должны пойти сами собой. Но в рыночных условиях это, к сожалению, не так. И это первый аргумент в пользу тезиса о важности эффективной системы розничной тор-говли в современном мире.

Мало кто помнит, но после драматического события 11сентября 2001 года, когда экономика США быстро скатывалась в депрессию, президент Буш лично обратился к населению с лозунгом «Покупайте!» Нужно было любым способом подстегнуть внутреннее потребление, чтобы оживить экономику. В короткие сроки американцам это удалось.

Развитый внутренний рынок – это основа любой устойчивой экономики. Это понимают и во многих развитых странах мира. Президент Обама недавно был вынужден даже немного снизить накал кампании «Покупайте американское!», которую он развернул из-за упреков в излишнем протекционизме со стороны других развитых стран. Однако и там, и в Германии, Италии, Франции, правительства делают все, чтобы повысить покупательскую способность населения – от раздачи наличных денег, купонов, бонусов до стимулирования сдачи старой техники с зачетом в стоимость покупаемой новой. Конечное, потребление домашних хозяйств в США и других странах «большой семерки» составляет 70-85% от ВВП, в России же на треть меньше. Именно поэтому мы так зависим от колебаний мировой конъюнктуры. И это еще один аргумент в пользу развития внутреннего рынка.

В связи с этим возникает вопрос, достаточно ли делается в стране для поддержания внутреннего спроса? Мне кажется, сегодня нужно четко понимать, что господдержка банков, строительных компаний, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, в том числе и крупных торговых сетей, будет оправдана лишь в том случае, если у населения в целом будут средства, которые можно будет размещать в банках, расходовать на покупку товаров и услуг, приобретение квартир и автомобилей.

Больше того, мы сегодня, несмотря на кризис, продолжаем смотреть вперед и планировать в среднесрочном периоде совершить некий инновационный скачок, который должен позволить, наконец, России сорваться с нефтяной иглы и обрести свое новое место в мировом разделении труда. Однако подобный скачок вряд ли возможен в обществе, раздираемом социальными противоречиями, где почти половина населения относится к категории бедных, а пятая часть, по официальным данным, находится за чертой бедности. Исторический опыт развития других государств свидетельствует, что общество должно пройти определенный этап своего развития и стать гомогенным, единым и стабильным, чтобы позволить себе скачкообразный инновационный прорыв не догоняющего, а опережающего плана.

При этом относительная социальная однородность в стране без хорошо развитого внутреннего рынка невозможна. Достаточно посмотреть на ассортимент и организацию розничной торговли в ведущих странах мира и увидеть, что они практически не отличаются в провинции от столиц. У нас достаточно отъехать на 20 км от Москвы, чтобы увидеть старые сельпо. Развитие розничных сетей шло бурными темпами в последние восемь лет. С 2000 года доля сетей в общем товарообороте выросла с 2% до 3%. Однако реальная однородность инфраструктуры, обеспечивавшаяся федеральными сетями, пока не спустилась далее городов с населением около 0,5 млн. чел. Региональные же сети только начали осваивать города с населением 150-250 тыс. чел.

В связи с этим основная задача предстоящего сложного периода должна заключаться в том, чтобы сохранить сложившуюся современную инфраструктуру розничной торговли и дистрибуции, которая будет востребована сразу же при первых признаках оживления. Сегодня ее развитие остановилось. Только 20% компаний предполагают открытие новых магазинов в текущем году, как правило, начатое в прошлом, что автоматически приведет к падению спроса на торговую недвижимость.

Уже сегодня уровень свободных площадей в крупных торговых цен-трах составляет 10-15% (в прошлом году не более 5%), тогда как в менее удачных торговых комплексах этот уровень поднялся уже до 25%. А опыт показывает, что при незанятости трети площадей торговый центр перестает привлекать покупателей и медленно «умирает».

Если резюмировать ситуацию, то можно сказать, что финансовый кризис был вызван преимущественно процессами, происходившими за пределами России. Но вот экономический кризис обусловлен по большей части нашими собственными проблемами. Единственным утешением может служить, пожалуй, то, что сам кризис несет в себе ряд позитивных очистительных функций. В частности будет спущен «пузырь» перегретых рынков:
– труда и зарплат;
– недвижимости (жилой и коммерческой);
– потребкредитования.

В заключение хотелось бы сказать следующее. Бизнес в период кризиса надо развивать. Сократив штаты и срезав производственную активность, скорее всего можно привести компанию к краху. Не случайно наиболее активные игроки рынка считают, что надо смотреть на него как на возможность, а не как на угрозу.

Первый совет – не дать панике поселиться в головах. Решая текущие взаимоотношения с банками и поставщиками, нужно постоянно смотреть на перспективу развития. «Магнит» намерен открыть в 2009 году еще более 100 магазинов. В Тюмени только что открылся самый большой ювелирный магазин России на площади 1 тысяча квадратных метров. Сотовый ритейлер «Телефон.ру» планирует открыть до конца года 100 магазинов по продаже портативной электроники «IQ Телефон.ру» в регионах России. Голландская компания Brack Capital Real Estate приобрела завод «Торгмаш» в Люберцах и планирует превратить его в ТРЦ площадью 54 тыс. квадратных метров к 2010 году.

Второй совет – не идти на конфронтацию, собирая дебиторскую задолженность с сетей или добиваясь новых отсрочек или скидок с поставщиков. Сегодня есть хорошая возможность установления новых рабочих отношений друг с другом, на основе понимания необходимости консенсуса, создания новых программ лояльности, внедрения системной работы не только по отгрузке товара, возвратам платежей, но и по работе с полочным пространством в магазинах. В период снижения потребительской активности наличие стабильного полочного пространства в розничных сетях будет играть решающую роль для поставщиков. В свою очередь их собственный профессионализм станет фактором привязанности к ним со стороны сетей.

И последнее – ситуация финансовых сложностей и затруднений может подтолкнуть некоторых к уходу в тень, использованию сомнительных схем и забытых уловок прошлого. Хотел бы напомнить печальный опыт «Эльдорадо», «Арбат Престижа» и иже с ними… Кризис закончится и тогда те, кто останется на общем поле, будут, с одной стороны, под внимательным взглядом налоговиков, повышающих с каждым годом собственный уровень расследования «подвигов» прошлых лет. С другой – коллеги смогут оценить по достоинству кто как вел себя в сложных ситуациях. Кроме того возобновится работа по подготовке к выходу на финансовые рынки и прозрачность пройденного периода будет цениться очень дорого российскими и зарубежными инвесторами.
А закончить хотел бы цитатой из Бертольда Брехта: «Если вы боре-тесь, вы можете проиграть. Если же вы не боретесь, вы уже проиграли…»

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar