Продажи премиальных шоколадных плиток в I квартале 2015 года выросли на 15%, говорится в исследовании компании Nielsen. Это единственный продукт в категории шоколада и шоколадных изделий, показавший рост в 2015 году, тогда как реализация шоколадок в средней и экономичной ценовых категориях стагнирует или падает: –1% и –8% соответственно.

Что же касается доли рынка, то премиальные шоколадки занимают 22%, тогда как в 2014 году — 19%. Шоколадные плитки средней ценовой категории занимают 62% рынка, хотя год назад на их долю приходились 66%. Только доля экономичных шоколадок на рынке остается прежней — 16%. В Nielsen исходили из расчетной средней цены за килограмм шоколада эконом-класса в 373 рубля, средней категории — 543 рубля, премиум — 742 рубля, то есть 74 рубля за обычную плитку. Напомним, речь о I квартале, когда на продовольственных ценах еще не в полной мере отразилось падение рубля.

— Рост премиума происходит не из-за появления нового предложения, а из-за изменений в потребительском поведении: на фоне кризиса и невозможности радовать себя другими, более дорогими покупками россияне как один из вариантов балуют себя шоколадом, — мы называем этот мотив "end of the day award", самовознаграждение в конце дня. Поэтому премиальный сегмент чувствует себя нормально, — говорит партнер продовольственной группы "Nielsen Россия" Юлия Маруева.

Что касается шоколадных конфет, то здесь, по данным Nielsen, продажи не растут и не падают, как в премиальном (1162 рублей за кг), так и в среднеценовом сегментах (636 рублей). Зато дешевых конфет (314 рублей за кило) продается на 18% меньше, чем в 2014 году. Потребители уходят от этого сегмента, переключаясь на более экономичные сладости, например пряники и печенье.

— Дальнейшего падения продаж в категории мы не ожидаем. Во-первых, российский потребитель уже выработал определенные привычки в потреблении шоколада. Часто покупка плитки шоколада является своеобразной наградой для потребителя в конце дня (за удовлетворение этой потребности отвечает категория шоколадных плиток), или же его приобретают в качестве подарка (эту задачу решают конфеты в коробках). Во-вторых, сегодня россияне сокращают походы в кафе и рестораны и чаще собираются дома, поэтому все категории, вносящие разнообразие в домашний досуг, — к которым, без сомнения, относится шоколад, — пользуются популярностью, — говорит Маруева.

По словам эксперта, если цены на шоколад продолжат расти, относительным "иммунитетом" будет обладать только премиальный шоколад, в то же время покупатели среднеценового сегмента будут перемещаться в низкоценовой. Если же ситуация на рынке будет спокойной, сильный потребительский спрос продолжит поддерживать развитие категории, которая, вполне возможно, в ближайшие периоды снова вернется к
привычным темпам роста.

Согласно данным компании, рост цен на шоколад в рознице за период с конца 2014 на начало 2015 года составил 15%. Главная причина подорожания продукции — удорожание ингредиентов из-за роста доллара и евро по отношению к рублю.

Директор Центра исследований кондитерского рынка Елизавета Никитина в беседе с "Известиями" отметила, что главными производителями и поставщиками элитного шоколада являются Германия, Швейцария, Италия, Франция и Бельгия. Никитина сообщила, что импорт в Россию шоколада за первые четыре месяца 2015 года сократился с 31 тыс. т до 11,8 тыс. т по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. По ее словам, в I квартале распродавались еще старые партии продукции. В ближайшее же время присутствие дорогого европейского шоколада в отечественной рознице значительно сократится.

— В I квартале 2015 года специалисты Центра исследований кондитерского рынка отметили оживление спроса в сегменте очень дорогого шоколада, на долю которого приходится всего 3–5 % рынка. Это связано с тем, что цены на элитный шоколад росли медленнее, чем стоимость массовой продукции. Из-за более высокой маржинальности преумим-сегмента рост цен на эту продукцию можно сдерживать дольше без ущерба для бизнеса. В связи с этим разрыв в цене между описываемым сегментом и шоколадом других ценовых категорий, который дорожал быстрее, сократился, и потребители смогли позволить себе экспериментировать, покупая шоколад более высокой категории. По нашим оценкам, повышение доли премиум-сегмента носит временный характер и не станет долгосрочным трендом. К концу года разница между сегментами выравняется и станет такой же, как до зимнего повышения цен, — пояснила Никитина.

По данным Центра исследований кондитерского рынка, производство шоколадных изделий в России в I полугодии неуклонно снижалось. Наиболее серьезный спад отметился в двух категориях: упакованный шоколад и продукты с использованием какао, а также конфеты, содержащие алкоголь. Производство шоколада и пищевых продуктов, содержащих какао (кроме подслащенного какао-порошка), в упакованном виде в I полугодии 2015 года снизилось на 18,4% по сравнению с аналогичным периодом 2014 года и составило 44,4 тыс. т. Производство конфет, содержащих алкоголь, снизилось на 29,4% и достигло 14,7 тыс. т. Общий объем производства шоколада и сахаристых изделий в России в I полугодии 2015 года составил 737,8 тыс. т.

Также в России в I полугодии 2015 года было произведено существенно меньше порошка какао. Производство порошка какао без добавок сахара или других подслащивающих веществ снизилось на 13,6%, до 2,2 тыс. т, порошка какао с добавками сахара — на 26,6%, до 3,9 тыс. т.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments