За январь–октябрь розничная торговля в Удмуртии упала на 9,9% до 164,2 млрд руб. Опрошенные ИД Retailer местные торговые сети вынуждены приостановить развитие и отказаться от открытия новых магазинов. Исключение составила крупнейшая на сегодняшний день в республике FMCG-сеть "Вкусный дом", которая продолжает открывать новые магазины и новые форматы.
"А чего нам кризис? Мы входим в "Комос", нам кризис не страшен", — заявила представитель "Вкусного дома" в разговоре с корреспондентом ИД Retailer.
Агропромышленный холдинг "Комос Групп" был основан в 2003 г. Сегодня это один из крупнейших региональных производителей питания. В группу входят птицеводство, свиноводство, переработка мяса, переработка рыбы, переработка молока, производство комбикормов, а также розничные подразделения. Холдинг связывают с депутатом Госсовета Удмуртии Андреем Осколковым, который возглавлял "Комос Групп" с 2006 по 2010 гг. Сейчас компанией руководит Андрей Шутов.
Первый магазин "Вкусный дом" был открыт весной 2009 г. в Ижевске. Сейчас сеть объединяет магазины "Вкусный дом", "Столичный", "Славянский", "Солнечный" и "Пушкинский" и насчитывает более 70 точек по всей Удмуртии и один магазин в Татарстане.
За 2014 г. выручка "Комос Групп", согласно отчетности холдинга, составила 13,98 млрд руб., из них примерно 12,5 млрд — поступления от продажи товаров, работ и услуг.
Семь бед
"Открытие новых точек в ближайшее время не планируем — кризис", — говорит предприниматель и директор сети "Продуктовый магазин" (три точки в Ижевске). Она же рассказала, что ижевский рынок продуктового ретейла перенасыщен. По ее словам, за каждый квадратный метр идет борьба.
Представители продуктовой сети "Рублевка" (около десяти магазинов) тоже говорят, что кризис очень сильно ударил по малому бизнесу. Сейчас их основная задача — удержаться на плаву, а не открывать новые точки.
А вот представитель сети "Баско" Елена Марилова утверждает, что кризис — это не главная проблема, главная проблема — это ужесточение правил, которое выражается в введении системы ЕГАИС с 2016 г. "и других ограничениях, которые мешают развиваться и торговать".
Отработанная схема
За счет чего же развивается "Вкусный дом" и почему сети не страшны кризис и перенасыщение рынка? Новые магазины "Вкусного дома" открываются на месте старых, утверждает Наталья Пономарева из "Продуктового магазина", — ретейлер пытается найти подходящий формат.
Представитель другого ижевского ретейлера на условиях анонимности рассказал, что "Вкусный дом" развивается за счет поглощения других сетей. Он напомнил историю удмуртских сетей "Столичный" и "Айкай", которые были поглощены через процедуру банкротства.
"Это отработанная схема. Они выступают кредиторами сетей. В какой-то момент они обращаются в суд, банкротят своих должников и получают их точки", — говорит собеседник ИД Retailer.
ЗАО "Юлена", которая раньше управляла сетью "Столичный", оказалась в процедуре банкротства осенью 2013 г. Тогда же бренд перешел под управление ООО "Региональная торговая сеть", аффилированного с "Комос Групп".
На "Комос Групп" приходилось около 30% всех поставок в "Айкай". В начале 2014 г. агрохолдинг потребовал у ретейлера выплаты задолженности. В апреле 2014 г. компания "Айкай" была признана банкротом, суд открыл конкурсное производство. Как и в случае со "Столичным", бывшие точки ретейлера перешли "Вкусному дому".
"С долгом рассчитались из оборотных средств, из-за чего компания оказалась неспособна продолжать операционную деятельность и начала закрывать торговые точки", — рассказывал тогда ИД Retailer источник, знакомый с ситуацией.
В похожей ситуации оказалась и пермская продуктовая сеть "Добрыня". Осенью прошлого года пермский хладокомбинат "Созвездие" (входит в "Комос Групп") обратился в арбитражный суд Пермского края с заявлением о неисполнении договора поставки и взыскании с ЗАО "Добрыня" 22,8 млн руб. Ретейлер заявил тогда, что "Комос" намерен расширить свое присутствие в регионе за счет его магазинов. Гендиректор "Комос Групп" Андрей Шутов это заявление опроверг.
Весной этого года суд признал ЗАО "Добрыня" банкротом, было открыто конкурсное производство, конкурсным управляющим назначен Алексей Безденежных. Недавно в реестр кредиторов компании вошло аффилированное со Сбербанком ООО "СБК "Уран". Ему принадлежит около 48% всей задолженности.
В 2013 г. "Добрыня" насчитывала 18 магазинов (13 в Перми и пять в крае). Конкурсный управляющий Алексей Безденежных пытается провести собрание кредиторов, однако ООО "СБК "Уран" и "Комос Групп" игнорируют его. В повестке заседания стоит вопрос о включении в конкурсную массу должника прав аренды на недвижимость "Добрыни". Сейчас 12 из 18 объектов сданы в аренду на срок от 6 до 10 лет X5 Retail Group под магазины "Пятерочка" и "Перекресток". Как заявлял ранее основатель "Добрыни" Константин Окунев, эти договоры аренды были расторгнуты до того, как была введена конкурсная процедура, поэтому для федеральной сети никакого риска нет.