В новогоднем видео-поздравлении для сотрудников "Евросети" ее президент Александр Малис с бензопилой в руках заявляет о планах агрессии и предостерегает тех, кто "по глупости или по своим амбициям" препятствует осуществлению планов ритейлера. Retailer.RU узнал, кого топ-менеджер считает друзьями и врагами на рынке сотовой розницы, в чем видит миссию "Евросети" и почему предпочитает конкурировать с региональными ритейлерами и сотовой розницей операторов, нежели со "Связным".
— В своем обращении вы говорите о том, что 2014-й был для "Евросети" удачным. Можете назвать основные достижения компании за прошедший год?
— Не углубляясь в конкретику, хочу подчеркнуть, что в минувшем году мы сделали всё, чтобы соответствовать нашей стратегии: собрать наибольшую на рынке прибыль и обеспечить такое положение вещей в долгосрочной перспективе. Всё остальное — снижение или повышение цен, открытие или закрытие точек — это конкретные пути достижения данной цели. Также отмечу, что в прошлом году мы активно занимались релокацией.
— В 2014 г. было больше открытий, чем закрытий?
— Да, не могу назвать точную цифру, но количество собственных точек по итогам года возросло. Сколько открытий произойдет в 2015 г., пока не готов прогнозировать — будем расширять сеть и дальше, если это будет способствовать увеличению прибыли. Если нет, будем закрывать. Уверен, что в наступившем году нас ждет много событий, и на них нужно будет очень быстро реагировать.
— В своем оригинальном новогоднем поздравлении вы обещаете в 2015 г. стараться дать покупателю лучшую цену. Значит ли это, что основные усилия компании будут лежать в области ценовой политики и лояльности?
— Тут вопрос не только цены, но и хорошего предложения. В 2015 г. модели телефонов, наиболее выгодные для покупателя, будут в дефиците. Если вы пройдете по магазинам электроники, то увидите, что многих моделей известных производителей уже нет на полках. Они будут появляться и исчезать, потому что в кризис всегда возникает дефицит самого выгодного предложения. Что касается работы с лояльностью, то ничего принципиально нового не планируется — постараемся делать всё то же самое, но с еще большей отдачей. И работа внутри компании тоже должна стать более эффективной.
— В прошлогоднем новогоднем обращении вы говорили, что цель "Евросети" — стать на рынке монополистом. Учитывая проблемы, постигшие компанию "Связной", кажется, вы приблизились к осуществлению столь амбициозных планов… Стало ли это результатом каких-то действий со стороны "Евросети"?
— Могу сказать одно: "Евросеть" в последние несколько лет работала более эффективно (чем прочие участники рынка — Примеч. ред.). Большая часть компаний слишком много думает о развитии, при этом забывая думать о прибыли. Мы не беремся судить, что ожидает сеть "Связной", но точно знаем, что кризис — лучшее время для реализации собственных амбиций…
— И в чем они заключаются сегодня?
— Наша парадигма не поменялась, мы по-прежнему стремимся привести российский сотовый ритейл к общемировым стандартам и тенденциям. То есть стараемся сделать всё, чтобы на рынке присутствовали сильная операторская розница и один большой независимый мультибрендовый игрок…
— Не скажется ли негативно на рынке отсутствие конкуренции между мультибрендовыми игроками?
— В том-то и дело, что конкуренция не исчезнет, но станет более здоровой. Она будет вестись между монобрендовой розницей, одним мультибрендовым и небольшими региональными игроками. Такая система установилась во многих странах мира.
— В новогоднем обращении вы заявили, что намерены вести себя агрессивно по отношению к врагам и хорошо относиться к друзьям. Кто сейчас враги "Евросети", а кто друзья?
— Друзья — это те, кто разделяет наши цели. Враги — кто действует так, чтобы навредить нам, даже если это им самим не во благо.
— Можете привести пример подобных действий?
— Если приведу пример, то станут очевидны и имена. А я не хотел бы называть имен.