Из-за девальвации рубля и падения реальных доходов населения резко падают поставки полюбившегося россиянам импортного крепкого алкоголя. Зато растет популярность их более дешевой замены: напитков, имитирующих виски и ром.

​Напиток ромовый или висковый

Алкогольные компании стали предлагать потребителям аналоги крепкого импортного алкоголя, которые как минимум на треть дешевле виски и рома экономсегмента. Это напитки, имитирующие виски или ром, но де-факто ими не являющиеся. Ниша, придуманная находчивыми производителям, стала резко расти в последние месяцы.

"Ромовый напиток" Shark Tooth от Diageo, глобального лидера по производству крепкого алкоголя, запущенный в 2013 году, на пике интереса россиян к рому, на протяжении последнего года занимает третью позицию на рынке ромов, после Bacardi и Captain Morgan (данные Diageo со ссылкой на Nielsen). Увидев убедительный рост продаж Shark Tooth, Diageo в августе 2014 года запустила "напиток висковый" Rowson`s Reserve. Новый продукт меньше чем за год вышел на второе место в категории ирландских виски, после популярного Jameson.

Тренд подхватил крупнейший российский производитель водки "Синергия" — в июне компания вывела на федеральный уровень свои напитки "Капитанский ром" (без рома) и "Капитанский джин" (без джина). "Дикси" 1 июля выпустила на полки "висковый напиток" под частной торговой маркой сети.

Напитки, имитирующие виски или ром, набирают популярность на фоне девальвации рубля, так как она привела к существенному повышению цен на импортируемые товары: если сравнить июнь этого года с июнем прошлого, розничные цены на импортный крепкий алкоголь выросли на 20–25%, говорит глава отраслевого агентства ЦИФРРА Вадим Дробиз. Падение импорта виски и рома за первые пять месяцев этого года по сравнению с прошлым годом составили 35–40%.

"То, что такие напитки появились на рынке именно сейчас, вполне объяснимо, — говорит председатель Национального союза защиты прав потребителей Павел Шапкин. — На рынке сформировалась довольно объемная ниша импортных крепких спиртных напитков, и теперь российские производители ликеро-водочной продукции будут паразитировать на популярности виски, рома или текилы. Производители пытаются выжить в непростых рыночных условиях и готовы играть на грани фола".

"За последние десять лет в России сформировалась довольно большая категория потребителей крепкого алкоголя, которая отдает предпочтение импортным рому и виски перед традиционной русской водкой, — рассуждает топ-менеджер крупной российской водочной компании. — И если в начале 2000-х годов любой виски считался суперпремиальным напитком, доступным только людям с доходами выше среднего, то в последние годы на рынке появилось много виски и рома по цене, сопоставимой с премиальной водкой. Виски и ром стали привычными продуктами с большой аудиторией, которая все последние годы росла".​

По данным Федеральной таможенной службы, вплоть до 2012 года категории виски и рома ежегодно росли более чем на 30%. В 2012 году в страну было ввезено рекордное количество виски за всю новейшую историю России — 42,1 млн л (см. график). Ром поставил свой рекорд в 2013 году — 7,7 млн л. В 2014 году поставки виски и рома были чуть меньше, чем в рекордные годы, но сопоставимыми по объемам.

По данным ФТС за первые пять месяцев 2015 года, поставки виски к аналогичному периоду прошлого года рухнули на 40%, до 8,1 млн л, рома — на 35,5%, до 1,3 млн л. В абсолютных показателях это худшие итоги за последние пять лет.

После введения продовольственного эмбарго в августе 2014 года импортеры крепкого алкоголя увеличили объемы поставок: они хотели сформировать запас, на случай если под санкции попадут спиртные напитки, поясняет глава отраслевого агентства ЦИФРРА Вадим Дробиз. Этим частично объясняет резкое падение импорта в начале года. По итогам 2015-го, прогнозирует Дробиз, импорт виски, рома, джина и текилы упадет примерно на 25%.

Первопроходцы

Diageo первой вывела на российский рынок напитки "на основе рома" и "на основе виски". "Ромовый напиток" Shark Tooth компания запустила в "докризисном" 2013 году, когда популярность рома в России достигла пика. Согласно информации на этикетке, основными ингредиентами "Акульего зуба" являются вода, этиловый спирт и карибский ром.

В августе 2014 года Diageo начала производство в России и "напитка вискового" Rowson`s Reserve, в состав которого входит ирландский виски. Сколько рома и виски в реальности добавляется в эти напитки, Diageo не раскрывает. Эксперт в области крепкого алкоголя, директор школы сомелье Эркин Тузмухамедов уверен, что не более 2–3%: "Для достижения нужной ароматики и изменения вкуса достаточно добавить совсем немного дистиллята в обычную водку, и напиток будет иметь характерный запах и вкус, — поясняет он. — Однако такие напитки выпущены абсолютно законно, упакованы в красивые бутылки, напоминающие упаковку оригинальных рома и виски. И неискушенные потребители реагируют на внешний вид и низкую цену, покупают это, думая, что берут реальный виски и ром".

По предоставленным Diageo данным, Shark Tooth и Rowson`s Reserve примерно на треть дешевле недорогих виски и рома. Так, бутылка 0,7 л "ромового напитка" Shark Tooth сейчас на полках магазинов стоит в среднем 622 руб., а популярный ром Сaptain Morgan — 855 руб. Такая же по объему бутылка Rowson’s Reserve на основе ирландского виски — 721 руб., а известный шотландский виски White Horse — 956 руб.

Ни капли рома

Тренд поддержала и группа "Синергия", крупнейший российский производитель водки. Компания много лет производила горькие настойки "Капитанский ром" и "Капитанский джин" (содержит оригинальный джин) на заводах Дальнего Востока, но продавала их только там. В июне этого года "Синергия" вывела напитки на федеральный уровень.

"Синергия" оказалась смелее Diageo. В "Капитанском роме" в отличие от Shark Tooth нет ни капли рома. Из информации на контрэтикетке можно узнать, что "Капитанский ром" обретает свой вкус за счет смешивания этилового спирта с настоями коры дуба, мускатного ореха, корицы, гвоздики, кофе, а также чернослива и мелиссы. "Синергия" даже зарегистрировала в Роспатенте как отдельное изобретение "композицию ингредиентов для горькой настойки "Капитанский ром", где указывается, что эта композиция "позволяет получить горькую настойку с ароматом и вкусом, свойственным рому".

"Линейка крепкого алкоголя "Капитанский" предлагает потребителю напитки по "первой цене" — 350–400 руб. за 0,5 л", — рассказал РБК представитель "Синергии" Прохор Малютин. По его словам, первые продажи "капитанских" напитков на федеральном уровне вселяют в компанию оптимизм: "Реакция рынка была однозначно положительной — продукт оказался востребован большинством федеральных сетей, включая целевые для этого продукта сети-дискаунтеры. В настоящее время напитки представлены в 6 тыс. торговых точек только федеральных сетей".

Ниша будет расти

Количество ромовых и висковых напитков на полках будет увеличиваться, потому что на них есть хороший спрос, уверен Эркин Тузмухамедов. ​"Мы считаем запуски Shark Tooth и Rowson’s Reserve успешными, — подтвердила РБК пресс-секретарь российского офиса Diageo Наталья Щеняева. — Оба напитка — яркие примеры инноваций, отвечающих тенденциям рынка и нуждам потребителей. Они были разработаны для российского рынка с учетом вкусовых предпочтений российской аудитории". Она не назвала конкретных объемов их продаж, отметив лишь, что в компании ими довольны. Высокие позиции напитков в их категориях это подтверждают.

То, что новые напитки Diageo пользуются спросом у российских покупателей, РБК рассказали и в ГК "Дикси". Так, в магазинах группы Shark Tooth является одним из лидеров продаж в категории крепкого алкоголя. Вероятно, отследив успех продукта, "Дикси" в начале этого года объявила тендер на выпуск "вискового напитка купажированного без определенной страны происхождения" под собственной торговой маркой. Победитель конкурса должен был получить заказ на 55 тыс. бутылок в месяц. В "Дикси" рассказали, что их "висковый напиток" Old Tower появился на полках 1 июля.

До сих пор производство виски и рома в России было невозможно, так как отсутствовал ГОСТ на выпуск дистиллированных алкогольных напитков из зерна и сахара. Однако с 1 июля 2015 года вступил в силу ГОСТ Р 55799-2013 "Дистиллят зерновой. Технические условия", и теперь виски можно делать и в России. Ромового ГОСТа пока нет.

По оценке Вадима Дробиза, объем легального рынка импортного виски в России в 2014 году составил 70–75 млрд руб., рынок легального импортного рома — 15 млрд руб.

Крупнейшими импортерами этих напитков являются глобальные лидеры индустрии крепкого алкоголя — Diageo, Pernod Ricard и Bacardi. Среди российских компаний крупным игроком на рынке является "Синергия", имеющая эксклюзивный контракт с шотландским производителем виски William Grant & Sons.

Вопрос репутации

Павел Шапкин говорит, что в Национальный союз защиты прав потребителей пока не поступало обращений от покупателей по поводу напитков, напоминающих виски или ром. "Когда производитель ставит на полку ромовый продукт, который выглядит как настоящий ром, а информация о реальном составе напитка написана на контрэтикетке, это можно расценивать как нарушение прав потребителей, — полагает эксперт. — Однако доказать это в суде нарушением закона "О защите прав потребителей" крайне сложно". Тем не менее выпуск подобных продуктов может быть чреват репутационными рисками для производителей, напоминает Шапкин.

РБК также отправил запрос о правомерности действий производителей алкогольной продукции в ФАС. Пресс-служба прислала ответ управления контроля рекламы и недобросовестной конкуренции: "Заявлений по этой ситуации ни от граждан ни от бизнеса не поступало. С подобной ситуацией никогда не сталкивались. Дать оценку, возможно ли такую ситуацию квалифицировать как наличие признаков недобросовестной конкуренции, можно только после ознакомления с продукцией. Приезжайте, привозите… Встречу с начальником управления, специалистами организовать можно".

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments