Второй раз за год, в июле, повысилась стоимость акцизных марок на алкогольную продукцию. Учитывая возросшее потребление россиянами крепких алкогольных напитков за последние три года, эксперты алкогольного рынка предрекают увеличение производства контрафактной продукции и количества отравлений.

Тенденции российского рынка крепкого алкоголя

Продажи алкоголя населению в первое полугодие 2012 года увеличились на 3% по отношению к аналогичному периоду прошлого года, такими данными располагает Росстат. Потребление крепких алкогольных напитков, в частности, водки увеличилось на 2,5%. Подтверждает данные и Центр исследований федерального и региональных рынков алкоголя «ЦИФРРА». Также за период с января по июль 2012 года потребление водки в РФ составило 67,9 тыс. дкл, в то время как за аналогичный период 2011-го населением было выпито 65,3 тыс. дкл, в 2010-м — 65 тыс. дкл.

Относительно проводимой алкогольной реформы эксперты настроены скептически. В рамках преобразований в 2010 году была проведена фискальная реформа пивного рынка, в 2011-м — сократили число розничных торговых точек, в 2012-м принялись за реформирование сегмента рынка крепкого алкоголя. Начали с повышения акцизов, только в 2012 году рост составил 30%. В денежном эквиваленте это выразилось в повышении минимальной цены на бутылку водки объемом 0,5 л до 125 рублей. Только эту цену могут позволить себе местные производители, которые экономят на доставке, реализуя свою продукцию в местных магазинах, но таких всего 5–6% от общего числа, рассуждает директор центра исследований федерального и региональных рынков алкоголя «ЦИФРРА» Вадим Дробиз. В среднем же по России стоимость крепкого алкогольного напитка емкостью 0,5 л поднялась до 145–150 руб. С такой ценой согласны и представители ликеро-водочной промышленности — из расчетов специалистов Мариинского ЛВЗ (Кемеровская область) следует, что минимальная экономически обоснованная цена на самую дешевую водку в области не может быть ниже 146 рублей. Причем в структуре стоимости продукта 77 рублей с каждой бутылки приходится на акцизы и НДС, 62 рубля — производственные и другие обязательные расходы и лишь 7 рублей составляет маржинальный доход производителя. Даже снизив цену на эти самые 7 рублей и работая в ноль, предприятие сможет продавать свою продукцию минимум по 139 рублей.

Участники рынка объясняют возможность продавать водку по 125 рублей «экономией» на уплате акцизов и налогов, которые вместо казны оседают в кармане нелегалов. По мнению генерального директора Мариинского ЛВЗ Константина Прохорова, любая завозная водка, продаваемая в рознице по 125 рублей, может быть легализованным налоговым контрафактом, и большинство водочных бутлегеров продают сегодня свою продукцию именно по этой цене, ничем ни рискуя, ведь формально они находятся в рамках правового поля.

По информации Вадима Дробиза, нынешнее удорожание водки до 150 рублей далеко не предел, так как окончание реформы запланировано в 2015 году, к этому сроку цена бутылки водки должна достигнуть 250–300 рублей. «Уже сейчас крепкий алкоголь стоит в три-четыре раза дороже, чем в Европе и Америке. После окончания реформы в 2015 году он уже будет стоить в 10 раз дороже. Мы идем по пути антисоциальной фискальной реформы. Государство, конечно, выиграет, но отравлений станет больше», — говорит эксперт. Тем не менее глава Росалкогольрегулирования Игорь Чуян считает увеличение стоимости акцизов эффективной мерой: «Такое подорожание является правильным, поскольку, во-первых, снижает доступность водки для населения, а во-вторых, увеличивает поступление в бюджет». От индексации акцизов на водку в 2012 году государство планирует получить 135 млрд рублей.

Также ввиду ужесточения мер госрегулирования в сфере оборота алкоголя производители были вынуждены пройти через процедуру лицензирования. В результате треть заводов лицензии не получили. И будет наивным полагать, что они прекратят свое производство, считает доктор экономических наук, директор ADC Australux Development Corporation Михаил Терский. Вадим Дробиз в свою очередь подмечает, что в период с 2009-го по 2011 год число дистрибьюторов алкогольной продукции сократилось в два раза. По данным центра исследования федерального и регионального рынка «ЦИФРРА», доля суррогата на российском рынке составляет 65%, в то время как в других странах — 15%. А в результате реформы к 2014 году господство контрафакта достигнет 75%, к 2015-му — 77–78%. И если, по мнению главы центра, средний класс останется лояльным к повышению цен, то малоимущее население перейдет на «домашний» алкоголь. А учитывая, что в сибирских регионах уровень жизни довольно невысок, это обстоятельство может только усугубить ситуацию.

Объемы розничной продажи водки в СФО

В целом регионы Сибирского федерального округа придерживаются общероссийской тенденции по увеличению спроса на крепкую алкогольную продукцию. Стабильный рост потребления наблюдается в Алтайском и Красноярском краях, в Иркутской области. В Новосибирской и Омской областях показатели также растут, но в первом полугодии 2011 года в обоих регионах был зафиксирован спад. Так, в Новосибирской области в 2010 году потребление составило 1208,2 тыс. дкл, в 2011 году объем уменьшился на 34,2 тыс. дкл, но в 2012-м уже вновь вырос до 1285,7 дкл. Показатели Омской области следующие: 2010 год — 6161,8 тыс. дкл, 2011-й — 548,5 и 623,1 тыс. дкл в 2012 году. В Кемеровской, Томской областях и Республике Алтай спрос на водку падает. В Республике Алтай объем потребляемого крепкого алкоголя в наблюдаемый период с января по июль с 2010-го до 2012 года сократился на 3,3 тыс. дкл. В Томской области за три года показатели снизились почти на 20 тыс. дкл: с 427,7 в 2010 году до 407,9 тыс. дкл в 2012-м. Лидером по объемам розничных продаж в первом полугодии 2012 года является Кемеровская область. С января по июль в области было продано 1586,5 тыс. дкл. Следом идут Красноярский край и Новосибирская область с показателями 1487,8 и 1285,7 тыс. дкл. соответственно.

Мониторинг рынка алкоголя Кузбасса

По данным Роспотребнадзора, в Кемеровской области в 2011 году проверено 325 предприятий розничной торговли, нарушения в отношении продажи некачественного или контрафактного алкоголя выявлены на 45 предприятиях. В результате проверок было изъято из оборота около 300 литров алкогольной продукции. В Новосибирской области, по данным областного ГУ МВД, за этот же период в сфере оборота алкоголя выявили 507 нарушений и изъяли 2190 дкл продукции из незаконного оборота. Для сравнения: в 2012 году в этой сфере уже выявлено 250 нарушений. Возбуждено 97 уголовных дел и 153 дела об административном правонарушении. Изъято из оборота 5237 дкл алкогольной продукции.

Но так как проверки носят плановый характер, то ритейлеры к ним готовятся и убирают с прилавков всю сомнительную продукцию. Поэтому установить истинное количество суррогатного алкоголя не представляется возможным. Контрафактная продукция поступает в Кузбасс, как правило, из ближнего зарубежья и других российских регионов: Кабардино-Балкарии, Казахстана, Московской области.

«Около 30% всей суррогатной водки, которая попадает в Кемеровскую область, — откровенно нелегальная выпивка, дешевая и без акцизных марок. Однако больше половины контрафакта — это так называемая «схемная водка». У нее вполне достойный товарный вид и внешне все в порядке с акцизами, соответственно, и распознать ее сложнее. Еще сложнее бороться с проникновением такой продукции на алкогольный рынок Кузбасса», — отмечает заместитель губернатора по промышленности, транспорту и предпринимательству Кемеровской области Сергей Кузнецов.

Мониторинг точек розничной торговли, проведенный маркетологами Кузбасского алкогольного союза с марта по июль 2012 года, выявил довольно удручающую картину. В Юрге было выявлено 18 магазинов, торгующих контрафактной алкогольной продукцией. Чаще всего встречались продукция «Потрвейн 72» 1,5 л и водка «Березовая» 0,5 л, производитель ООО «Протос». В Киселевске в поле зрения маркетологов попали 15 торговых точек, продающих нелегальную водку. Такая же ситуация в Анжеро-Судженске и Прокопьевске, где была выявлена контрафактная водка «Пшеничная» производства ООО «Серебряно-Прудский ЛВЗ», водка «Пшеничная» ООО «Ярцевский ЛВЗ», водка «Выбор» от ООО «Курант». Всего за четыре месяца 2012 года силами КАС выявлено 120 фактов торговли некачественной или фальсифицированной продукцией. Информация по каждому факту передана в Росалкогольрегулирование и правоохранительные органы.

Государственная мера по борьбе с алкоголизацией населения посредством повышения акцизов на крепкие алкогольные напитки также скептически была встречена и рядом экспертов кузбасского алкогольного рынка. В ситуации роста акцизов продукция местных производителей не сможет «на равных» конкурировать с нелегалами, которые располагают и поддельными акцизными марками, и лояльностью торговых сетей, не интересующихся качеством и происхождением алкоголя. Мера будет действенна только в том случае, если удастся создать эффективный барьер на пути нелегальной алкогольной продукции. Только в этом случае местные производители смогут значительно увеличить налоговые платежи в региональный бюджет. В случае пресечения поступления в регион контрафактной продукции кемеровский Мариинский ликеро-водочный завод в 2012 году сможет перечислить в бюджет области 1,5 млрд рублей акцизных платежей, в 2013–м — около 2 млрд, а в 2014 году — более 3 млрд рублей. Если же правительство примет решение о зачислении 100% акцизов в региональные бюджеты вместо нынешних 40%, то суммы отчислений увеличатся в 2,5 раза. «Считаю, что алкогольная часть нашего бизнеса могла бы стать еще более весомым подспорьем в решении задач наполнения местного бюджета. На сегодняшний день налицо существенный рост акцизных сборов, удельных и в общей массе, которые мы выплачиваем», — отметил председатель правления холдинга ОАО «Синергия», в который входит ОАО «Мариинский ЛВЗ», Александр Мечетин. Административное давление на «нелегалов», введение более жесткой уголовной ответственности за подделку акцизной марки, привлечение к ответственности ритейлеров за продажу с поддельной маркой — такими мерами власти могут уже сейчас, по мнению экспертов, достаточно успешно противостоять потоку контрафакта. Однако никто пока не может дать ответ, почему официальная минимальная цена на бутылку водки — 125 рублей — гораздо ниже минимально экономически обоснованных цен и что с этим делать легальным предприятиям ликеро-водочной промышленности.

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar