Соблюдение простых правил поможет произвести правильное впечатление при найме на работу. Но отказать могут каждому — работодатели не любят метросексуалов, толстые лодыжки и неженатых.

«Многие не понимают, что резюме это документ, а не рассказ о себе, — говорит PR-директор хедхантингового агентства Cornerstone Евгения Маркова. – Часто отсутствует конкретика, зато чрезмерно много внимания уделяется личным качествам. Причем тем, которые указывают абсолютно все: коммуникабельность, стрессоустойчивость, ответственность, пунктуальность». 

Резюме не должно быть креативным

Руководитель проекта rabota@mail.ru Алена Владимирская советует при составлении резюме придерживаться анкеты, если работодатель специально не указывает, что оно должно быть неформатным и креативным. «Если вы размещаете его на интернет-сайте по поиску работы, — говорит она, – не ленитесь и заполняйте не только обязательные пункты».

Эксперты по трудоустройству портала rabota.ru не советуют составлять одно резюме на все случаи жизни. Каждый раз, отвечая на вакансию, стоит корректировать его под работодателя. «В одном из объявлений о приме на работу секретаря была отдельно отмечена необходимость такого качества, как внимание. Только одна соискательница догадалась в своем резюме указать, что она внимательная. В итоге работа досталась именно ей», — рассказали в rabota.ru.

Алексей Захаров, президент superjob.ru, утверждает, что в резюме часто встречаются такие ошибки, как нечетко сформулированная желаемая должность, например «менеджер» или «начальник отдела», и невнятно описанные обязанности на предыдущем месте работы.

Он подчеркивает, что конкретные достижения, указанные в резюме — перевыполнение плана, увеличение объема продаж, модернизация производства, обучение сотрудников, — могут пойти на пользу соискателю.

Пункт об образовании в резюме обязателен. Если учебное заведение не слишком хорошо известно, стоит расшифровать его название. Имеет смысл отметить наличие диплома с отличием, ученой степени, а также дополнительного образования — курсов и тренингов с датами проведения, названиями учебных заведений и полученными сертификатами.

После того как резюме закончено, Алексей Захаров советует проверить текст на предмет грамотности.

«Многим соискателям кажется, что орфографические ошибки в резюме нужно проверять только тем специалистам, которым хорошее знание письменного русского языка нужно в работе, — секретарям, журналистам, учителям, а специалистам из других сфер деятельности и тем более претендентам на руководящие должности утруждать себя проверкой на орфографию не нужно. Это опасное заблуждение, которое уже очень многим стоило хорошей карьеры», — предупреждает он.

Навредить могут несоответствующие должности, фотографии (если требуется приложить их к резюме), например вечеринок или пляжного отдыха, или публикация в интернете компрометирующей себя информации. Соискатели часто размещают непристойные фото на своих страницах в социальных сетях, а ведь согласно опросам superjob.ru 12,7% работодателей собирают дополнительную информацию о соискателях именно в социальных сетях.

Пояснения для работодателя

Дополнительную информацию о себе лучше указать в сопроводительном письме. В нескольких предложениях необходимо показать, что вы знаете компанию, куда хотите устроиться, и объяснить, почему выбрали ее.

«Резюме и сопроводительное письмо должны дополнять, а не повторять друг друга. Перед тем как отправлять письмо работодателю, следует сверить содержание и того, и другого. Разногласия в этих документах производят негативное впечатление на работодателя», — говорит президент группы компаний Headhunter Юрий Вировец.

Он также советует избегать сложных оборотов, писать послание простым и легким слогом, но фразы вроде «привет, вот это мое резюме; всего доброго и до скорой встречи» в деловом общении недопустимы.

Наглые коллеги не нужны

Если работодатель заинтересуется резюме, соискателя приглашают на собеседование. Специалисты по подбору персонала советуют подготовиться к нему — побольше узнать о потенциальном работодателе и дать понять, что понимаете цели и задачи компании. 

«Не опаздывайте. Если случилось что-то непредвиденное, обязательно предупреждайте о задержке, — говорит Юрий Вировец. — Не приходите во фривольной или слишком яркой одежде. Не ведите себя развязно и нагло. Не перебивайте интервьюера. Кому нужны наглые коллеги?»

Искренность производит хорошее впечатление, но Юрий Вировец не советует вести с работодателем задушевные беседы — отвечать нужно только на поставленные вопросы. Нужно быть готовым к неожиданным и неприятным вопросам, которые могут задавать HR-менеджеры, чтобы проверить находчивость и стрессоустойчивость кандидата.

«Увидев в вашем резюме слово «коммуникабельный», интервьюер может спросить, готовы ли вы пойти на улицу торговать гербалайфом. У девушки могут спросить, почему она не слишком хорошо выглядит в этот день. В таких случаях нужно соблюдать максимальную корректность и не терять самоконтроля», — советует Юрий Вировец.

Эксперты по трудоустройству портала rabota.ru называют самой серьезной ошибкой нежелание играть на собеседовании. Менеджерам по продажам могут предложить игру – продать ручку рекрутеру. Это нужно, чтобы проверить в первую очередь навыки продаж, а также адекватность, находчивость и коммуникабельность. Часто в ответ на такое предложение потенциальные сотрудники начинают возмущаться, и это создает неблагоприятное впечатление.

Соискателей обязательно спрашивают о причинах увольнения с предыдущего места работы. «На собеседовании нельзя разглашать тайны предыдущего работодателя или говорить о личных причинах ухода с прежнего места – например, «я была замужем за коммерческим директором, а потом развелась и вынуждена была уволиться», — советует Алена Владимирская.

Экспрессивная или неадекватная манера поведения на собеседовании также может стать поводом для отказа. «Во время встречи с генеральным директором компании, которая длилась более получаса, кандидат отправлял sms. Потом выяснилось, что у него дома случился потоп. Но вместо того чтобы извиниться, выйти и позвонить по телефону, он предпочел решать все вопросы таким странным образом. Неудивительно, что компания ему отказала», — рассказала Галина Спасенова, партнер и директор департамента подбора персонала для АПК и пищевой индустрии кадрового агентства «Контакт».

Плохое впечатление на работодателя производит безучастность кандидата. Несколько вопросов о компании могут показать вашу заинтересованность.

«Не стоит стесняться. Можно поинтересоваться, кто будет непосредственным начальником, какой режим работы, спросить о существующих правилах, требованиях к одежде», — говорит Алексей Захаров.

Один из самых сложных вопросов на собеседовании – желаемый уровень дохода. Завышенные или, наоборот, заниженные требования будут минусом кандидату. «Нужно указывать среднерыночную зарплату, эти данные легко найти в интернете, — говорит Алена Владимирская. – И ни в коем случае не надо мотивировать требования к окладу аргументами вроде «я снимаю квартиру за 100 тысяч в месяц, а потому хочу оклад в 150», ведь это ваше личное дело, которое не касается работодателя».

Отказать могут каждому

Поводы для отказа в приеме на работу не всегда можно предусмотреть. Одному молодому человеку, который устраивался в департамент VIP-обслуживания банка, отказали из-за безупречного внешнего вида — его заподозрили в нетрадиционной ориентации.

В другом случае кандидат получил отказ из-за того, что его супруге 60 лет, тогда как ему было всего 35.

В одну из нефтяных компаний на позицию финансового директора была приглашена женщина. Ее уже взяли на работу, но на подписании контракта генеральный директор наотрез отказался брать ее из-за того, что у нее слишком толстые лодыжки. На все предыдущие собеседования женщина приходила в брюках. В результате она получила эту должность, но с условием, что на работу будет ходить только в брюках.

По словам Андрея Захарова, руководителя департамента подбора персонала для банков и инвестиционных компаний кадрового агентства «Контакт», службе безопасности может не понравиться, что кандидат очень долго работал на прежнем месте или никогда не был женат. Иногда руководитель из соображений сохранности своего места в компании отказывается брать сильного соискателя, опасаясь конкуренции.

«Главное – не нервничать, и даже если в итоге вас не взяли, воспринимать это не как трагедию, а как полезный опыт», — подводит итог Евгения Маркова.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments