Французский ритейлер Auchan насторожил красноярский бизнес. Приход транснациональных сетевых компаний в Красноярск, считают предприниматели, может нарушить баланс интересов и разорить местную розницу

Долгие годы красноярский рынок розничной торговли продовольствием находился под полным контролем местного бизнеса. В крупном сетевом формате он был представлен четырьмя основными брендами — «АЛПИ», «Командор», «Красный Яр» и «Каравай». В 2009 году сеть гипермаркетов «АЛПИ», к тому времени уже вышедшая за пределы региона, была признана банкротом. Покой оставшейся большой тройки местных ритейлеров был нарушен успешным стартом федеральной сети гипермаркетов «О’кей». Красноярские игроки успокаивали себя, что они и новый бренд работают в разных нишах: «О’кей», де, магазин выходного дня, а местные супермаркеты и гастрономы — шаговой доступности.

Однако конкуренция на рынке становится все жестче. О планах строительства своей сети в краевом центре заявила и компания X5 Retail Group. Но настоящий без преувеличения переполох вызвало планируемое пришествие в Красноярск французской сети Auchan. Договор, согласно которому первый ее гипермаркет должен появиться в окрестностях Красноярска в 2014 году, был подписан в рамках IX Красноярского экономического форума. Очевидно, что такой транснацио­нальный бренд принесет с собой доселе еще невиданные в краевом центре форматы торговли. «Давайте посмотрим, к чему приводит стихийный путь развития торговли. Для примера возьмем Омск. Туда пришел Auchan, и количество магазинов шаговой доступности, имеющих огромное социальное значение, в Омске резко сократилось», — заявил на церемонии открытия I Красноярского торгового форума ректор Красноярского государственного торгово-экономического института Юрий Александров.

Тема противостояния пришлых и местных торговых сетей на официальном уровне была поднята именно на форуме. Городские власти, в отличие от предпринимателей, не склонны рассматривать ситуацию в негативном ключе. По словам заместителя руководителя департамента главы Красноярска Вячеслава Рычкова, усиление конкуренции со стороны транснациональных и федеральных компаний должно лишь оздоровить потребительский рынок. «В ходе борьбы за рынок выживают сильнейшие игроки. Да, будет жесткая конкуренция со стороны других торговых компаний, но она позволит нам избавиться от местечкового подхода», — сказал Вячеслав Рычков. А руководитель департамента экономики Красноярска Татьяна Зеленская добавила, что места для развития потребительского рынка в краевом центре достаточно, спрос еще далек от насыщения. Хотя уже сейчас на территории краевого центра функционируют около 200 магазинов, относящихся только к торговым сетям; работают более 80 крупных торговых объектов, среди которых 18 торговых комплексов общей площадью более 160 тыс. кв. м и четыре торгово-развлекатель­ных комплекса общей площадью свыше 260 тыс. кв. м.

Представителей бизнеса оптимистический взгляд на перспективы развития продовольственного ритейла не убедил. Они обеспокоены вполне приземленными вещами. Например, ценообразованием. Сеть Auchan, пользуясь своими колоссальными ресурсами, в первую очередь мощной логистической системой, имеет возможность устанавливать более низкие цены. Местным ритейлерам на подобную практику (можно называть ее демпингом) ответить нечем. «По оценкам экспертов, только за первый год работы Auchan в Красноярске он перехватит порядка 10 млрд рублей торгового оборота. Эти средства уйдут из наших сетей — «Командора», «Красного Яра», «Каравая». Без работы могут остаться две с половиной тысячи человек. У вас есть куда их пристроить, кроме завода ферросплавов?» — эмоционально прокомментировал позицию властей генеральный директор Сибирской кондитерской компании Сергей Ярошенко.

Представители «Командора» и «Красного Яра» считают, что необходимо выработать внятную политику развития потребительского рынка всего края. «Например, снижение одним из крупных игроков цены на молоко всего на несколько рублей может обрушить целые сегменты рынка. И это коснется не только продавцов, но и производителей», — отметил заместитель генерального директора сети «Командор» Сергей Неделин.

В этих условиях выхода у местных сетей, как минимум, два. «Успешно противостоять давлению транснациональных и федеральных компаний местным игрокам можно благодаря использованию франшизы или вступлению в торгово-закупочные союзы. Мы предпочли последнюю форму. «Каравай» заключил лицензионное соглашение с компанией SPAR», — рассказала директор сети Эльвира Манакова. Генеральный директор SPAR Russia B.V Алексей Павлов посоветовал местным ритейлерам задуматься о кардинальной перестройке бизнеса: если есть страх конкуренции, значит, торговля ведется неэффективно. «Да, видимо, в течение полугода Auchan может установить цены ниже рыночных на 10–15%. Потом он уйдет от демпинга. Но что вы скажете, когда на рынок придут настоящие дискаунтеры типа WalMart, которые могут давать скидку в 20–30 процентов. Единственный выход для местных игроков, кроме франшизы и вступления в закупочные союзы — резкое повышение качества сервиса и продаваемой продукции. Других вариантов нет», — сказал Алексей Павлов.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments