Посредством продаж по каталогам Avon и Oriflame продается больше косметики и парфюмерии, чем в крупнейших специализированных сетях "Л`Этуаль" и "Рив Гош", выяснило агентство Infoline. На прямые продажи в 2010 году пришлось около трети рынка, но эта доля будет постепенно снижаться.
По данным исследования агентства Infoline и журнала Retailer Magazine, в топ-8 игроков парфюмерно-косметического рынка по итогам 2010 года вошли только три традиционных сети — "Л`Этуаль", "Рив Гош" и "Иль де Ботэ", другие участники рейтинга — производители, занимающиеся прямыми продажами. Специализированная розница даже не возглавила рейтинг: Avon и Oriflame заняли два первых места (выручка 24,29 млрд руб. и 19,99 млрд руб. соответственно), обогнав "Л`Этуаль", до сих пор считавшуюся крупнейшим игроком (17,23 млрд руб.; см. таблицу).
Продажи в России ни Avon, ни Oriflame не называют. Avon раскрывает только выручку в Центральной и Восточной Европе — $1,6 млрд (48,6 млрд руб.) в 2010 году, а Oriflame "в СНГ и странах Балтии" — €861 млн (34,6 млрд руб.). При составлении рейтинга использовались данные компаний, их отчетность по РСБУ и экспертные оценки, уточнил гендиректор Infoline Иван Федяков.
Президент Ассоциации прямых продаж Тамара Шокарева оценивает весь рынок прямых продаж парфюмерии и косметики в России в 2010 году в 87 млрд руб. (совпадает с данными Infoline). Рынок "просел" по сравнению с 2009 годом примерно на 2,5%, говорит она. Общий объем российского рынка косметики и парфюмерии в 2010 году составил 279 млрд руб. (+14%), подсчитал Infoline. Тогда на прямые продажи приходится почти треть рынка. Впрочем, Euromonitor оценивал весь рынок в 379 млрд руб. ($12,48 млрд; +9%), то есть на прямые продажи могло приходиться 23%. Доля прямых продаж в России "намного больше", чем в развитых странах, отмечает член правления Российской парфюмерно-косметической ассоциации Анна Дычева-Смирнова. По данным Euromonitor, в среднем в мире это менее 16%. Но лидерство перейдет к специализированным сетям, уверена госпожа Дычева-Смирнова.
Из рейтинга Infoline видно, что продажи традиционных ритейлеров растут быстрее, чем у продавцов по каталогам: продажи Avon и Oriflame выросли на 6% и 6,2% соответственно, а выручка "Л`Этуаль" и "Рив Гош" — на 12% и 30%. В 2009 году число распространителей выросло, так как многим был нужен заработок, но в прошлом году распространителей стало меньше на 12%, до 4,4 млн человек, заключает госпожа Шокарева.
Продавец | Бренд | Основной формат | Выручка, млрд руб. | |||
---|---|---|---|---|---|---|
2010 год | 2009 год | Изменение , % |
||||
1 | ООО "Эйвон бьюти продактс компании" | Avon | Прямые продажи | 24,29 | 22,91 | 6,02 |
2 | ООО "Орифлэйм косметикс" | Oriflame | Прямые продажи | 19,99 | 18,82 | 6,22 |
3 | ООО "Алькор и Ко" | "Л`Этуаль", Bon Joli | Магазины | 17,23 | 15,38 | 12,03 |
4 | ООО "Амвэй" | Amway | Прямые продажи | 14,71 | 14,23 | 3,37 |
5 | ООО "Арома люкс" | Rive Gauch | Магазины | 13,26 | 10,2 | 30,00 |
6 | ОАО "Единая Европа-С.Б" | Ile de Beaute, Sephora | Магазины | 10,18 | 8,83 | 15,29 |
7 | ЗАО "Мэри Кэй" | Mary Kay | Прямые продажи | 7,89 | 7,62 | 3,54 |
8 | Группа "Фаберлик" | Faberlic | Прямые продажи | 4,44 | 3,22 | 37,89 |