За последний год значительно увеличилось количество пользователей, которые оплачивают товары и услуги при помощи пластиковых карт и интернет-банкинга. Об этом свидетельствуют результаты совместного исследования Национального агентства финансовых исследований (НАФИ) и компании Online Market Intelligence (OMI).
По данным исследования, пластиковые карты по-прежнему являются лидерами среди инструментов безналичной оплаты. Второй по популярности способ — электронные деньги (Webmoney, Яндекс-деньги). На третьем месте — платежи за товары и услуги через личный кабинет системы интернет-банкинг (см. диаграмму). За прошедший год количество пользователей, применяющих для оплаты интернет-банкинг, выросло на 9%. К примеру, год назад платежи через личный кабинет интернет-банкинга делал каждый пятый пользователь Интернета (22%), а в августе 2012 г. — уже каждый третий. Оплату со счета мобильного телефона осуществляет не более 30% интернет-аудитории. Снижается интерес к оплате через SMS, на смену приходят платежи по мобильной странице.
По наблюдениям координатора Комиссии по электронной коммерции Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Глеба Шуклина, чаще всего дистанционными платежами пользуются жители крупных городов в возрасте от 25 до 40 лет. При этом женщины чаще используют для безналичных платежей банковские карты (ими пользуется 61% женщин и 56% мужчин), а мужчины предпочитают электронные деньги.
"Крупные города пока опережают регионы в объемах использования электронных видов платежей, что связано с общим уровнем интернет-проникновения, однако налицо динамика сокращения разрыва между Москвой, Санкт-Петербургом и регионами, — отметил Глеб Шуклин. — Чаще всего дистанционно оплачивают авиабилеты, билеты на мероприятия, сетевой маркетинг, купонные сервисы, коммунальные платежи, онлайн игры, социальные сети, профессиональные интернет-услуги".
Однако, по наблюдениям экспертов, наличные продолжают доминировать в мелкой рознице — почти повсеместно в небольших населенных пунктах, чуть меньше — в городах. "Есть и ограничения со стороны самих продавцов. К примеру, автосалоны зачастую обязывают покупателей расплачиваться наличными, — отметил председатель Ассоциации "Электронные деньги" Виктор Достов. — Серьезным сдерживающим фактором развития электронной коммерции остается недостаток инфраструктуры и низкий охват населения современными способами платежей".
По данным НАФИ, среди россиян в целом дистанционные платежи пока не прижились, подавляющее большинство населения продолжает пользоваться услугами Почты России и лично посещать банковские отделения, вместо того, чтобы платить дистанционно.