В ближайшее время последняя стройбаза "Рыбинская", принадлежащая Корпорации СБР, завершит свою работу. На ее месте откроется супермаркет "Метрика", впоследствии участок на Обводном канале будет перепрофилирован под девелоперский проект. По мнению экспертов, сворачивание формата не обусловлено объективными рыночными факторами и скорее всего связано с желанием владельцев компании сконцентрироваться на развитии супермаркетов.
Как рассказал "Ъ" член совета директоров Корпорации СБР Алексей Иовлев, компания намерена отказаться от работы в формате строительной базы. Объект на улице Седова будет использоваться в качестве распределительного центра для сети "Метрика", которую также развивает корпорация. Стройбаза на углу улицы Рыбинской и Обводного канала начнет работу под брендом "Метрика". В перспективе компания рассматривает возможность использования участка на Обводном канале для реализации девелоперского проекта. "Сейчас мы сосредоточимся на развитии супермаркетов. Формат стройбазы нам более неинтересен, а динамика продаж супермаркетов однозначно лучше, чем у гипермаркетов", — сообщил господин Иовлев. Как ранее заявляли в "Метрике", в сентябре сеть выйдет в Ленинградскую область и планирует развивать на ее территории магазины двух форматов — супермаркеты и строительные дворы. К лету 2010 года планируется запустить не менее 10 супермаркетов площадью от 2 до 5 тыс. кв. м.
Стройбаза "Рыбинская" была создана в 1995 году и располагала пятью розничными торговыми центрами в Санкт-Петербурге. Со временем часть из них была переформатирована в "Метрику".
По мнению исполнительного директора строительного торгового дома "Петрович" Виктора Адамова, формат стройбазы — оптимальный вариант для сегмента торговли, направленного на профессиональных строителей, но конкурирующий с супермаркетами из-за большего ассортимента последних. "Аналоги российских стройбаз имеются во Франции и Восточной Европе, считать этот формат пройденным эволюционным этапом не стоит", — считает директор Prosperity Capital Management Алексей Кривошапко. По словам господина Адамова, несмотря на уход с рынка "Рыбинской", в Петербурге этот формат продолжают развивать "Петрович", "Интеко", "Сатурн" и небольшие базы, которые не объединены в сети.
По мнению аналитика ИК "Финам" максима Клягина, по итогам 2009 года рынок товаров для дома и ремонта покажет спад до 30% по сравнению с 2009 годом. "Вряд ли просадка стройбаз будет существеннее, чем у традиционных DIY сетей, таких как OBI или Leroy Merlen, поскольку операционные издержки стройбаз ниже, а клиентура менее зависима от объема ввода нового жилья. По итогам первого квартала 2009 года уровень индивидуального строительства возрос на 6,2 процента по сравнению с прошлым годом, что показывает востребованность строительных материалов именно со стороны малого и среднего бизнеса — основной клиентуры стройбаз", — считает господин Клягин.