Второй год СМИ пишут о возможной волне консолидации на российском рынке ритейла бытовой техники и электроники (БТЭ). При этом небольшие региональные сети не против этого, но снижение потребительского спроса и нежелание менять формат торговли сделали их невыгодными объектами для покупки.

Генеральный директор сети "Телемакс" Виктор Важенин уверен, что при новом типе потребителей необходимо развивать иной формат сети средней площади, при этом конкурируя с крупными ритейлерами. Для этого надо занять свою нишу в регионах и не исключать возможности продать собственные магазины.

Реклама

– "Телемакс" начинал работу в Петербурге. Почему вы предпочли для развития сети Центральную Россию?

– Дело в том, что в 2008 году кризис ударил в том числе по девелоперам, и количество запускаемых проектов строительства торговых центров (ТЦ) резко сократилось. Даже сегодня основной ввод площадей происходит за счет достроенных торговых объектов, приостановленных в 2008-2010 годах. И то сейчас многие переносят окончание строительства новых ТЦ с 2014 года на 2015-й. На Северо-Западе России новых торговых объектов очень мало – соответственно, мало возможностей для новых магазинов нашей сети. К примеру, в Мурманске строятся два торговых центра: в одном откроется "Телемакс", а в другом – "М.Видео". Или вот город Апатиты в Мурманской области: численность населения – 60 тыс., также рядом Кировск. Всего в совокупности 100-120 тыс. человек, но там нет ни одного ТЦ. Однако мы идем в такие регионы и открываем там магазины в современном формате. А в центральных регионах сейчас просто больше подходящих площадей – соответственно, больше возможностей для развития.

Готовясь к черному дню

– В СМИ писали, что количество посетителей в сетевых магазинах БТЭ в первом полугодии 2013 года уменьшилось на 15-25% по сравнению с аналогичным периодом 2012-го, связывая это с тем, что доходы населения не растут. Как, на ваш взгляд, в связи с этим может измениться поведение покупателя?

– Доходы населения не просто не растут, но даже падают. Помимо света и отопления дорожают продукты питания, а это сильно бьет по кошельку покупателей электроники. Если человек привык потреблять продукты определенного качества, он постарается сохранить этот уровень. Происходит перераспределение семейных расходов: доля расходов на питание возрастает, а покупка бытовой техники или автомобиля откладывается. Изменяется модель потребительского поведения россиян: они сокращают расходы на приобретение товаров длительного пользования, в том числе электроники, и накапливают запас на черный день.

– Что вы собираетесь делать для стимулирования покупательского спроса?

– Когда спрос снижается, это не озна-чает, что он полностью исчезает. Есть вещи, от которых невозможно отказаться, например холодильник, стиральная машина, мобильный телефон, чайник. Люди будут вынуждены совершать покупки хотя бы потому, что техника периодически выходит из строя. Кроме того, есть группы товаров, потребность в которых растет. К ним относятся, например, планшетные компьютеры и – в меньшей степени – смартфоны. Тем не менее по большинству товарных групп рынок сокращается. Это касается и самых популярных и растущих в недавнем прошлом категорий, например ноутбуков. Для увеличения продаж важно понимать изменения, которые происходят в потреблении, и как меняются сами потребители. Мы имеем дело с новым поколением покупателей. Это не те люди, которые совершали покупки десять или даже пять лет назад. У них другие требования к сервису, оформ-лению магазина, ассортименту. Удовлетворяя их запросы, мы и добиваемся увеличения продаж.

– Судя по иллюстрациям в новом каталоге "Телемакса", сеть сейчас ориентируется на хипстеров?

– Ну, скажем так, они на сегодняшний день являются символом эпохи. Это со-временная городская молодежь от 16 до 25 лет. В любом случае они повзрослеют, им не всегда будет 18 лет, они обзаведутся семьями. Мы смотрим на потребителей как на людей молодых, до 40 лет, и они являются основным классом, который покупает те товары, которые мы продаем.

Торговля на расстоянии

– В связи с продолжающимся ростом популярности онлайн-торговли будет ли меняться работа оффлайн-сетей?

– В США доля онлайн-продаж в нашем секторе не превышает 22-25% – остальные находятся в зоне традиционной торговли. И я помню, как в 1998-2000 годах в Америке проходила целая дискуссия о том, что закроются розничные магазины, а все покупки будут совершаться только в интернете. Этого не произошло, потому что очень важен контакт потребителя с продукцией – даже важнее, чем с продавцом. Если этого контакта нет, то нет и продаж.

У нас онлайн-торговля довольно специфическая – особенно это касается системы логистики. В Америке доставка товаров отдана на аутсорсинг – ее осуществляют почтовые компании UPS или FedEx. Вы знаете, как у нас работает Почта России, а других компаний, доставляющих посылки по всей стране, нет, и поэтому каждая компания, торгующая через интернет, должна озаботиться своей службой доставки. Нужны свои грузовики, водители, пункты хранения и выдачи – это все отражается на себестоимости. Кроме того, есть предположение, что компании, которые занимаются онлайн-торговлей, убыточны. Возможно, часть из них ставят своей целью максимально увеличить оборот, провести IPO и продать компанию инвес-торам, оставаясь при этом убыточными. У российских компаний, занимающихся онлайн-торговлей, высок риск возникновения убытков, так как у них слишком большие операционные расходы и большой штат. Основной тренд в развитии розничной торговли – мультиканальность, ему в последние несколько лет следуют лидеры рынка в США и Европе. Суть тренда – в объединении преимуществ онлайн- и традиционной торговли. Способствует такому направлению развития и то, что цены в розничных и интернет-магазинах сближаются под воздействием конкуренции и политики производителей продукции, которые контролируют розничные цены. Развитие мультиканальных продаж является стратегией нашей компании на ближайшие годы.

– Как вы считаете, как повлияет на рынок онлайн-магазинов новый указ о госпошлине на пересылаемые по почте товары стоимостью более 150 евро?

– Товарооборот иностранных интернет-магазинов, приходящийся на доставку в РФ, внутри всего товарооборота электронной коммерции России не очень велик. Далеко не все потребители готовы длительное время ожидать доставки товаров из-за рубежа (минимальный срок обычно составляет от двух недель) плюс иметь определенные ограничения по гарантии или не иметь ее вообще. Поэтому наличие или отсутствие этого закона не предполагает какого-то заметного влияния на рынок электронной коммерции –  разве что в отдельных узких товарных сегментах, где выгода от приобретения в зарубежном интернет-магазине перевешивает все минусы.

Слияния и поглощения

– По мнению экспертов в сфере ритейла, на рынке БТЭ сети будут консолидироваться. Вы согласитесь с этим утверждением?

– За последнее десятилетие на рынке электроники была совершена одна крупная сделка, когда компания "Эльдорадо" приобрела компанию "Берингов". Рынок, безусловно, стал более консолидированным, но в основном за счет того, что слабые игроки разорялись, закрывали магазины, а наиболее сильные федеральные и региональные игроки росли. Концентрация крупных компаний в одних и тех же городах, проблемы оценки стоимости бизнеса в таких условиях и ограничения антимонопольного законодательства ставят под вопрос экономическую целесообразность сделки или сразу для двух сторон, или как минимум для одной. Именно такая ситуация сложилась в процессе обсуждения, когда компания "М.Видео" планировала приобрести "Эльдорадо", – из-за чего, собственно, сделка развалилась.

– Если говорить о консолидации, то как вы считаете, станут ли крупные сети, которые хорошо себя чувствуют, дальше расширяться за счет поглощения других игроков?

– "М.Видео" сегодня – безусловный лидер рынка, с хорошей географией. У этой компании нет необходимости укреплять свои позиции путем поглощения небольших сетей. Media Markt предъявляет определенные требования к формату своих магазинов – региональные компании в большинстве случаев этим требованиям не удовлетворяют. Тем не менее наиболее вероятная сделка – это возможное при-обретение Media Markt сети "Эльдорадо". Это связано с большими амбициями Media Markt, подкрепленными ее лидирующим положением в Европе.

– Не грозит ли небольшим сетям перспектива оказаться в составе крупных ритейлеров?

– Сейчас сложно говорить о сделках слияния и поглощения, из-за падения рынка существуют большие риски для инвесторов. К тому же небольшие региональные сети зачастую представлены в формате "магазин у дома", что делает их неактуальными и неформатными для федеральных сетей в связи с изменением потребительского поведения.

Справка

За 2013 год розничные продажи сети "Телемакс" выросли на 7,5%, товарооборот составил 5,9 млрд рублей.

Сейчас в России работает 35 гипермаркетов сети общей площадью 56,5 тыс. кв. м.

Средняя площадь одного магазина – 1,5 тыс. кв. м. За 2013 год "Телемакс" открыл девять новых гипермаркетов.

"Телемакс" предлагает своим покупателям более 15 000 наименований аудио-, видео- и цифровой техники, мелкой и крупной бытовой техники, медианосителей, товаров для развлечения и аксессуаров.

Магазины "Телемакс" располагаются на площади примерно 1500 кв. м, имеют единый формат и специальную концепцию дизайна: понятную для покупателя планировку, легкую навигацию и удобную товарную выставку с информацией о представленных товарах и новых тенденциях.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments