Конкурентная среда в России имеет положительные тенденции развития. Такие данные представила накануне ФАС в своем докладе на заседании президиума правительства. В то же время неделю назад Всемирный экономический форум понизил нашу страну в Рейтинге глобальной конкурентоспособности, отметив, что все экономические преимущества России полностью нивелируются низким качеством государственных институтов. Что же в действительности кроется в национальном докладе антимонопольного ведомства?
ФАС обосновывает свои выводы статистикой, свидетельствующей об увеличении числа вновь созданных хозяйствующих субъектов. Однако при этом многие акцентированные антимонопольной службой рынки традиционно могут считаться наиболее конкурентными (управление эксплуатацией жилого фонда, операции с недвижимостью, оптовая и розничная торговля, транспорт). Вместе с тем данные о состоянии конкуренции на большинстве попавших под внимание ФАС рынков позволяют говорить о наличии серьезных барьеров входа на такие рынки, как экономических, так и административных.
Среди них, в частности, рынки аммофоса, ячменного солода, электроэнергетики, нефтепродуктов, железнодорожных грузовых перевозок, услуг регистраторов, хранения зерна, вывоза и захоронения твердых бытовых отходов и другие. Поэтому уровень конкуренции на таких рынках низкий с негативной перспективой изменения в лучшую сторону. Бизнес продолжает нести немыслимые затраты на открытие новых производств, сталкиваться с непреодолимыми и необоснованными административными барьерами и дискриминационным доступом к объектам инфраструктуры.
Особенно подчеркивают существующие проблемы в России данные о количестве рассмотренных антимонопольным ведомством дел о нарушении антимонопольного законодательства. Оно выросло на 48% в 2009 году по сравнению с 2008 годом. Наибольший «вклад» в такое увеличение, как оказалось, внесли органы государственной власти: количество выявленных ФАС случаев заключения запрещенных антимонопольным законодательством соглашений и совершения согласованных действий выросло более чем в два раза, на 54,5%, число ограничивающих конкуренцию актов и действий — на 40%. Монополисты и субъекты, занимающие доминирующее положение, в 2009 году нарушали закон на 47% чаще, чем в 2008 году.
Как правило, это лишь верхушка айсберга: количество реальных нарушений в сфере конкуренции настолько велико, что ФАС объективно не может защитить права всех пострадавших, многие из которых самостоятельно не решаются обращаться в антимонопольный орган, и обеспечить конкуренцию на том или ином рынке. Профессиональное сообщество убеждено в необходимости активного использования частноправовых средств для защиты прав пострадавших от действий монополистов и иных нарушителей антимонопольного законодательства. Судебная практика последних лет демонстрирует формирующуюся тенденцию применения частных исков для отстаивания бизнесом своих интересов. Представляется, что таким образом бизнес может активно влиять на формирование условий своего существования в России, и возможно, в ближайшем будущем мы сможем наблюдать ощутимый эффект его участия.