Конкурентная среда в России имеет положительные тенденции развития. Такие данные представила накануне ФАС в своем докладе на заседании президиума правительства. В то же время неделю назад Всемирный экономический форум понизил нашу страну в Рейтинге глобальной конкурентоспособности, отметив, что все экономические преимущества России полностью нивелируются низким каче­ством государственных институтов. Что же в действительности кроется в национальном докладе антимонопольного ведомства?

ФАС обосновывает свои выводы статистикой, свидетельствующей об увеличении числа вновь созданных хозяйствующих субъектов. Однако при этом многие акцентированные антимонопольной службой рынки традиционно могут считаться наиболее конкурент­ными (управление эксплуатацией жилого фонда, операции с недвижимостью, оптовая и розничная торговля, транспорт). Вместе с тем данные о состоянии конкуренции на большинстве попавших под внимание ФАС рынков позволяют говорить о наличии серьезных барьеров входа на такие рынки, как экономических, так и административных.

Среди них, в частности, рынки аммофоса, ячменного солода, электроэнергетики, нефтепродуктов, железнодорожных грузовых перевозок, услуг регистраторов, хранения зерна, вывоза и захоронения твердых бытовых отходов и другие. Поэтому уровень конкуренции на таких рынках низкий с негативной перспективой изменения в лучшую сторону. Бизнес продолжает нести немыслимые затраты на открытие новых производств, сталкиваться с непреодолимыми и необоснованными административными барьерами и дискриминационным доступом к объектам инфраструктуры.

Особенно подчеркивают существующие проблемы в России данные о количестве рассмотренных антимонопольным ведомством дел о нарушении антимонопольного законодательства. Оно выросло на 48% в 2009 году по сравнению с 2008 годом. Наибольший «вклад» в такое увеличение, как оказалось, внесли органы государственной власти: количество выявленных ФАС случаев заключения запрещенных антимонопольным законодательством соглашений и совершения согласованных действий выросло более чем в два раза, на 54,5%, число ограничивающих конкуренцию актов и действий — на 40%. Монополисты и субъекты, занимающие доминирующее положение, в 2009 году нарушали закон на 47% чаще, чем в 2008 году.

Как правило, это лишь верхушка айсберга: количество реальных нарушений в сфере конкуренции настолько велико, что ФАС объективно не может защитить права всех пострадавших, многие из которых самостоятельно не решаются обращаться в антимонопольный орган, и обеспечить конкуренцию на том или ином рынке. Профессиональное сообщество убеждено в необходимости активного использования частно­правовых средств для защиты прав пострадавших от действий монополистов и иных нарушителей антимонопольного законодатель­ства. Судебная практика последних лет демонстрирует формирующуюся тенденцию применения частных исков для отстаивания бизнесом своих интересов. Представляется, что таким образом бизнес может активно влиять на формирование условий своего существования в России, и возможно, в ближайшем будущем мы сможем наблюдать ощутимый эффект его участия.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments