Немецкие компании Bosch и Siemens открыли в Стрельне под Петербургом совместное предприятие — завод по производству стиральных машин, один из крупнейших в стране. Импортные стиральные машины перестают доминировать на российском рынке.

Российское машиностроение пополнилось новым заводом полного цикла, его специализацией будет выпуск стиральных машин под брендами Bosch и Siemens (в соотношении примерно 70 к 30). Инвесторам проект обошелся в 1,2 млрд рублей, еще 800 млн вложено в расширение логистического комплекса.

До сих пор российский рынок стиральных машин был фактически поделен между четырьмя крупнейшими игроками: итальянской Indesit (до 2005 года компания называлась Merloni, ей принадлежат бренды Indesit и Ariston), корейской LG и немецкими Bosch и Siemens. На продукцию этих брендов приходится примерно 60% всего российского рынка. Интрига заключалась в том, что только немцы не имели в России производственных мощностей, предпочитая свою продукцию импортировать. Именно это обстоятельство и стало причиной изменения расклада среди основных игроков. Ряд производителей «второго плана», вроде турецких Koç Group (бренд BEKO) и Vestel и итальянской Candy, свое производство в России локализовали и по показателю рыночной доли смогли вплотную приблизиться к немцам (по оценкам «Эксперта», доля турецких производителей составляет 15–16%, в то время как доля двух немецких компаний не превышает 16%).

Bosch и Siemens такая ситуация, естественно, не устраивала, и они решились на полномасштабные инвестиции, создав от лица существующего с 1960-х годов совместного предприятия Bosch und Siemens Hausgeräte (BSH) российскую «дочку» «БСХ бытовые приборы» специально для локализационного проекта на территории нашей страны.

По проторенной дорожке

Засилье иностранных брендов стиральных машин на нашем рынке не удивляет. В советские времена заводов было понастроено достаточно, однако качество продукции страдало. Более или менее дееспособным считался лишь завод стиральных машин «Веста» в Кирове, известный своей бюджетной маркой «Вятка-автомат». Но и ему тяжело давалась конкуренция с иностранными марками, так что в 2006-м легенду советской промышленности бытовых приборов купила итальянская компания Candy. Она провела глубокую модернизацию, превратив российский завод в сборочное производство собственных марок.

Но еще до Candy в России обосновался нынешний лидер рынка — итальянская Merloni Elettrodomestici. В 1999 году она купила у НЛМК доставшийся ему в ходе приватизации завод холодильников «Стинол» и к 2004 году развернула на его площадях еще и выпуск стиральных машин.

Чуть позже, в 2006-м, к Merloni, к тому моменту переименованной в Indesit, добавились турецкая Koç Group и корейская LG, построившие заводы в «чистом поле» (соответственно, в Киржаче Владимирской области и в подмосковной Рузе). В том же году турецкая Vestel открыла предприятие на базе одноименного телевизионного завода в Александрове Владимирской области.

Из этих примеров видно, что почти все компании (за исключением LG и Koç Group) свое новое производство в России размещали на базе уже существующего. Это вполне логично, поскольку таким образом сильно снижаются вспомогательные расходы на создание транспортной инфраструктуры, поиск персонала и т. п. BSH не стала исключением. Новый завод этого СП был построен на базе уже имевшегося у компании производства холодильников и логистического комплекса для их распределения потребителям. Ранее там существовал и цех крупноузловой (отверточной) сборки стиральных машин, который был интегрирован в новое производство в качестве сборочного конвейера.

Новое производство будет одним из самых крупных в России. Информацию о мощностях нового завода Bosch и Siemens не раскрывают. Однако на церемонии открытия генеральный директор «БСХ бытовые приборы» Фридрих Фрисс заявил, что «до конца 2012 года мы рассчитываем произвести 350 тысяч машин». Таким образом, в годовом измерении минимальную мощность завода можно оценить в 700–750 тысяч. К тому же в 2013 году, как указывает г-н Фрисс, планируется дополнительное увеличение мощностей. Таким образом, по этому показателю BSH догоняет LG (см. график 1) и на долгие годы закрепляет за собой статус одного из ключевых игроков российского рынка стиральных машин.

Возникает резонный вопрос: не приведет ли реализация планов BSH к перепроизводству, ведь этот сегмент рынка был быстрорастущим многие годы и, вполне возможно, уже достиг насыщения? К тому же финансовый кризис 2008–2009 годов серьезно ограничил спрос на бытовую технику в России. Но, как считают в BSH, рынок бытовой техники, во всяком случае стиральных машин, по-прежнему ждут светлые перспективы.

Кризисы отменяются

Несмотря на серьезное падение рынка бытовой техники во время кризиса, по итогам 2010 года рынок уже восстановился и даже значительно превысил докризисные показатели по объемам потребления — см. график 2.

BSH на настоящий момент оценивает совокупный потенциал российского рынка в 26 млрд рублей, а в обозримом будущем ждет дальнейшего роста его объемов на 7–10% в год.

Однако это не гарантирует производителям безоблачной жизни — за рыночные доли им придется серьезно конкурировать друг с другом. Одно из направлений конкурентной борьбы почти очевидно — это снижение себестоимости производства и, как следствие, розничных цен. Например, текущие цены импортной продукции Bosch и Siemens лежат в диапазоне от 14 до 22 тыс. рублей, верхняя граница уже за пределами покупательной способности среднестатистической российской семьи. Как отмечают в BSH, завышенные цены — это следствие «дополнительных логистических расходов, таможенных пошлин на ввоз импортируемых изделий». Между тем, если BSH только приступает к программе снижения издержек, то у Indesit и LG здесь есть уже определенные достижения. Например, чтобы снизить цены, Indesit привлекает в Россию своих традиционных поставщиков из Италии с собственными локализационными проектами. Свой завод в Липецке уже построила компания Marcegaglia, поставщик стального листа с покрытием и штамповки. В этом плане у BSH пока менее прочные позиции: ее производство холодильников и крупноузловая сборка стиральных машин в Стрельне имела уровень локализации всего 23%, из-за рубежа ввозились почти все ключевые компоненты — от электрики до двигателей.

Другой фактор, который тоже защитит проекты BSH от сложностей с потребительским спросом, — экспорт. Наличие у мировых игроков мощных заводов в России позволяет надеяться, что они станут производственными центрами компаний и для соседних стран. Например, BSH рассматривает как перспективное направление своей деятельности организацию экспорта с российских предприятий в Европу — от Украины и Белоруссии до ряда стран Западной Европы.

Так что не удивительно, что BSH планирует активизировать свою деятельность в России. Рассматривается, в частности, вариант расширения производственных мощностей — здесь видится цель опередить Indesit и LG и стать лидером этого сегмента. Кроме того, компания готовит строительство еще одного завода под Петербургом по выпуску посудомоечных машин — за этим шагом угадывается пионерская цель выйти с локализационным проектом на рынок, ныне почти полностью завязанный на импорт.

Что такое BSH

Концерн BSH (Bosch und Siemens Hausgeräte) создан в 1967 году как совместное предприятие двух немецких машиностроительных гигантов — Robert Bosch GmbH и Siemens AG, которые и поныне владеют компанией в равных долях. Объединение включило в себя дивизионы материнских компаний по производству бытовой техники с целью расширения ассортимента продукции. На момент объединения они были узко специализированы: Bosch занимался только холодильниками, а Siemens — только стиральными машинами. Сегодня в ходе многолетних взаимных трансферов технологий под брендами Bosch и Siemens выпускается вся линейка продукции, разница между ними в основном лишь ценовая (Siemens считается чуть более дорогой маркой).

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments