Рынок есть, а слова нет
Объем рынка E-commerce по итогам 2011 г. составил, по различным оценкам, от 230 до 266 млрд руб. Однако понятия «интернет-торговли» как такового в российском законодательстве нет. В настоящее время основным нормативно-правовым актом, регулирующим данную сферу в России, является постановление Правительства РФ №612 от 27.09.2007 «Об утверждении правил продажи товаров дистанционным способом». Также интернет-торговля регулируется Гражданским кодексом РФ (статья 497) и законом «О защите прав потребителей» (статья 26.1).
«Однако с точки зрения практики указанные акты регулируют интернет-торговлю фрагментарно, — говорит Александр Смирнов, руководитель коммерческой практики юридической фирмы Goltsblat BLP, — вследствие чего одни и те же нормы различные ритейлеры толкуют по-разному».

В обход правил
Одним из самых спорных вопросов в правовом регулировании интернет-торговли является вопрос о запрещенных товарах. Так, согласно п. 5 «Правил продажи товаров дистанционным способом» прямо запрещается дистанционная продажа алкоголя. На практике продавцы алкогольной продукции нередко обходят данный запрет. «Самыми распространенными способами являются «залог», когда покупатель предоставляет в займы деньги курьеру, а в залог получает алкогольный напиток, и «подарок», когда покупатель заказывает сувенирную продукцию продавца, а в качестве бонуса получает алкоголь на сумму заказа», — комментирует Александр Смирнов. Однако суды склонны признавать такие попытки обхода правил дистанционной торговли незаконными. Например, Нижегородский областной суд решением от 17.05.2011 N 7-269/1 признал продажу алкоголя посредством договора проката дистанционной торговлей и наложил на нарушителя санкции.

Неочевидный запрет
Запрет на другие виды товара менее очевиден. Так, «Правила продажи товаров дистанционным способом» запрещают удаленную продажу  товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством Российской Федерации. К ним, в частности, относится табачная продукция (ФЗ №87-ФЗ «Об ограничении курения табака»), лекарства (ФЗ №86 «О лекарственных средствах»), ювелирные изделия (ФЗ № 41 «О продаже драгоценных металлов и ювелирных изделий», положение N 302 «О лицензировании оптовой и розничной торговли ювелирными изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней» , «Инструкция о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении»).
Кроме того, постановление Правительства РФ от 19.01.1998 №55 «Об утверждении правил продажи отдельных видов товаров» запрещает продажу «вне стационарных мест торговли» продовольственных товаров, а также ювелирных украшений, лекарсв и аудиовизуальной продукции, продуктов питания (за исключением мороженого, безалкогольных напитков и пива, кондитерских и хлебобулочных изделий).
Однако большинство ритейлеров проблемы в такой ситуации не видят. Некоторые игроки настаивают, что данное постановление не регулирует дистанционную торговлю. «В данной выдержке из законодательства речь идет о запрете разносной и лоточной торговли», — отмечает Владимир Вольский, генеральный директор ювелирной сети Sunlight. Однако, по мнению юристов Goltsblat BLP, термин «вне стационарных мест» — широкое понятие, которое включает в себя как дистанционную, так и разносную торговлю.

Дистанционно или нет?
Другие интернет-магазины классифицируют свою деятельность не как дистанционную торговлю, но как сервис по доставке. «Заказ аптечных товаров через интернет-сайты практикуется рынком, что не является дистанционной торговлей. Интернет-сайты принадлежат аптекам, которые имеют лицензии на осуществление розничной фармацевтической деятельности и ведут ее в рамках нормативно-правого поля», — сообщили в компании «Аптечная сеть 36,6». По словам Александра Смирнова, хотя в настоящее время юридических прецедентов по данному вопросу нет, все же «существует риск переквалификации судами такой сделки в дистанционную продажу товаров».
В компании «Утконос», прожающей продукты питания, развернуто прокомментировать свою позицию по данному вопросу не смогли, однако подчеркнули, что работают «в соответствии с требованиями действующего законодательства».
Иначе трактуют данные нормы игроки ювелирного рынка. Хотя в интернете присутствует ряд онлайн-магазинов, которые продают ювелирные украшения, ни одна из крупных оффлайновых сетей интернет-продажи не развивает. По словам Александра Тарасова, директора департамента продвижения ювелирных сетей «585» и «Золотой», это обусловлено именно пробелами в законодательстве. «Ни один ювелирный ритейлер рисковать своими активами ради интернет-торговли не будет. Несоблюдение российского законодательства ставит под удар репутацию и призывает к юридической ответственности всю компанию», — говорит он.
Даже если не классифицировать услугу доставки как интернет-продажи, существующие правила торговли ювелирными украшениями делают этот сервис экономически нецелесообразным. Так, в «Инструкции о порядке учета и хранения драгоценных металлов, драгоценных камней, продукции из них и ведения отчетности при их производстве, использовании и обращении» говорится о том, что транспортировка ювелирной продукции должна происходить в сопровождении вооруженной охраны. «Данное ограничение распространяется и на доставку товара из интернет-магазина до конечного потребителя», — считает Ольга Аксенова, директор по продажам компании «Адамас». — Из-за этого экономическая целесообразность такого проекта  для оффлайновых ритейлеров невысока. Но если законодательство будет изменено, то большинство игроков начнут развивать это направление и «Адамас» в первую очередь».

Нет лобби
По словам Александра Смирнова, ритейлеры, продающие через интернет продукты питания, ювелирные украшения, лекарства и аудиовозуальную продукцию, фактически нарушают закон, и по общему правилу иски против них могут подавать покупатели, а также Роспотребнадзор. Однако о прецедентах таких исков юристу не известно. В Роспотребнадзоре свою позицию по данному оперативно прокомментировать не смогли. По мнению Максима Фалдина, основателя онлайн-площадки Wikimart, ведомство не подает данные иски, так как сами чиновники осознают недостатки существующего законодательства. «Эти нормы были приняты в доинтернетовскую эпоху и безнадежно отстают от жизни. А если законы абсурдны, они никогда не исполняются», — отметил он. По словам Александра Иванова, руководителя Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ), бездействие Роспотребнадзора объясняется тем, что «в целом потребитель удовлетворен услугой».
В то же время законодатели не предпринимают никаких шагов по изменению ситуации. Так, ООО «Европа» просило признать частично недействующими нормы, запрещающие продажу дистанционным способом алкогольной продукции и иных товаров, свободная реализация которых запрещена или ограничена законодательством. Однако кассационная коллегия Верховного суда в декабре 2011 г. подтвердила законность действующих правил.
В том, что данные нормы остаются без изменений, виноваты отчасти и сами ритейлеры, которые не стремятся лоббировать свои интересы, считает Александр Иванов. По его словам, в Национальную ассоциацию дистанционной торговли не входит ни один интернет-магазин, который продает продукты питания, лекарства или ювелирные украшения. «Интернет-магазины, продающие данные виды товаров, это либо маленькие компании, которые стараются не афишировать свои действия перед надзорными органами, либо крупные оффлайновые ритейлеры, которые не позиционируют свои интернет-продажи как дистанционную и лишних проблем иметь не хотят», — отмечает он. Тем не менее, НАДТ ведет переговоры на уровне Госдумы о модернизации законодательства, регулирующего интернет-торговлю. В том числе обсуждается вопрос о легализации продаж алкоголя, продуктов питания, ювелирной продукции и лекарств. «Такая идея встречает понимание среди законодателей, но отсутствие мощного лобби в лице самих ритейлеров, безусловно, является сдерживающим фактором», — заключил Александр Иванов.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments