Споры о необходимости открытия фирменных магазинов, где бы под одним брендом выступали местные переработчики сельхозпродукции, велись в нашей области не один год. Но, в зависимости от ситуации, они то разгорались, то затухали. Казалось, точку в этих спорах поставил губернатор, подписавший постановление о создании в Кузбассе сети таких магазинов. Было это… два года назад.

– Почему у вас тогда не получилось? – в ответ на этот вопрос услышала практически одно и то же и от чиновников, и от предпринимателей.

 

Анатолий Волков, глава “Крестьянского хозяйства А.П. Волкова”:

– Думаю, что здесь две причины: сети в то время себя нормально чувствовали и вовремя рассчитывались за поставленную нами продукцию. И, самое главное, мы сами, я имею в виду товаропроизводителей, не видели преимуществ в объединении.

 

Анатолий Батагов, начальник департамента сельского хозяйства и перерабатывающей промышленности областной администрации:

– У нас в Кузбассе розничные сети представлены практически в каждом городе и райцентре, и мы всю продукцию старались поставлять в них, заполнить их. Все было организовано очень хорошо. Когда постановление губернатора вышло, мы старались в городах открыть такие фирменные магазины. Но очень трудно было объединить производителей разных продуктов. А сейчас их самих жизнь заставила.

“Жизнь” – это кризис, в который одними из первых попали розничные сети и потянули за собой производителей продуктов питания. Хронические неплатежи за уже проданный сетями товар поставили под угрозу само существование товаропроизводителей, особенно малых и средних.

 

Елена Мазанько, зам. губернатора по поддержке и развитию предпринимательства:

– Проблема местных товаропроизводителей, не только Кузбасса, но и всей России, — вхождение в сети. В сетях они не могут всю свою товарную линейку представить, потому что ограничены средствами: за вход плати, за полку плати, за каждый товар плати. А вот в таких специализированных магазинах могут выставить все, что производят. В выигрыше и покупатель: здесь он всегда приобретает товар свежий, по ценам производителя.

…Первый фирменный магазин “Кузбасские продукты” открылся на бойком месте: пересечении главной автомагистрали Кемерова – проспекта Ленина и улицы Дзержинского. На площадях проданного 4 года назад с торгов муниципального помещения, на аренде которого новый собственник, похоже, делает бизнес.

– Аренда дорогая? – предположила я.

 

Дмитрий Левин, заместитель директора по коммерции ОАО “Суховский”:

– Не просто дорогая, а очень дорогая. Тем более сегодня, когда в городе есть помещения, где квадратный метр и за 300 руб. сдается, а у нас здесь – за 2 тысячи. Но место хорошее: проходимость хорошая, подъездные пути, развязка, в принципе и сам магазин неплохой. Cчитаем, он оправдает затраты на аренду.

 

Романенко Роман, гендиректор ООО “Астронотус”:

– У каждого из нас есть свои фирменные магазины или фирменные отделы на рынках. Этот магазин хорош тем, что, когда человек сюда заходит, он покупает продукты у всех производителей. Не только рыбу, но и колбасу, и молоко, и овощи, и хлеб…

Преимущества расположения “Кузбасских продуктов” на этом бойком месте его организаторы почувствовали сразу. Тот же Дмитрий Левин признался, что за неделю со дня открытия их фирменный отдел в “Кузбасских продуктах” выдвинулся по объему продаж на второе место: “На первом — фирменный магазин “Уралочка” — самая крупная наша розничная точка, она на территории самого предприятия. Но там и ассортимент пошире”.

“Надеемся, что покупатели будут сюда идти так, что мы сможем вовремя рассчитываться и за аренду, и зарплату людям выдавать, и денег хватит за энергоресурсы и товары, которые нам нужны для производства”, — добавил к рассказу сына Геннадий Левин, гендиректор “Суховского”.

Судя по отзывам покупателей, образовавшим живые, т.е. быстро растворяющиеся, очереди во все отделы “Кузбасских продуктов”, надежды Левиных вовсе небеспочвенны:

– Только этого магазина здесь и не хватало. Чистенький, аккуратненький, запахи свежих продуктов, продавцы вежливые. Молоко есть, хлеб есть, а что еще на каждый день надо? Сегодня вот овощи купила. Замечательный магазин!

– Побольше бы таких магазинов в городе было! В Плешки же за волковской продукцией не наездишься…

 

Анатолий Волков, глава “Крестьянского хозяйства А.П. Волкова”:

– Здесь воплощается важный принцип: делай то, что требуется клиенту, и постоянно узнавай об этом из первых уст. Проще говоря, в таких магазинах, в отличие от магазинов самообслуживания, есть диалог между производителем и покупателем. Если он правильно выстроен, мы всегда будем производить то, что востребовано покупателем, и будем меняться вместе с его предпочтениями.

…Вообще-то изначально планировалось, что “Кузбасские продукты” станут брендом некоммерческого партнерства “Кузбасский мясо-молочный союз”, но, похоже, бренд фирменного магазина станет скоро новым названием этого некоммерческого партнерства. Потому что сегодня отраслевой союз превратился в союз производителей продуктов питания — общая для всех проблема реализации произведенной продукции взяла верх над узко-отраслевыми проблемами каждого.

 

Елена Мазанько, зам. губернатора по поддержке и развитию предпринимательства:

– В Кемерове второй такой магазин на улице 9 Января открывает администрация города. Это будет хорошим примером для других территорий. Я думаю, скоро откроется такой же магазин в Новокузнецком районе. Глава района Сергей Николаевич Ковардаков уже помещение для него присмотрел и сказал, что и кемеровских производителей продуктов обязательно сюда пригласит…

Но, кажется, предприниматели и сами созрели для объединения. По крайней мере, заинтересовались опытом “Кузбасских продуктов”. Один из них — новокузнечанин Андрей Тутубалин, директор ООО “Сладкий дом и К”, торты которого с торговой маркой “Бабушкино печево” полюбил едва не весь юг Кузбасса.

– Развиваться надо, а розничные сети в этом не подмога, — объясняет свой интерес к опыту кемеровских коллег Тутубалин. – Они вообще не платят за поставленную продукцию. Надо альтернативу им находить. “Кузбасские продукты” — хорошая идея…

Может, благодаря фирменным магазинам “Кузбасские продукты” кузбассовцы, наконец, увидят и попробуют все многообразие того, что производится сегодня у нас в регионе малым и средним бизнесом? И поддержат их своим рублем.

 

Мнения экспертов

Владимир Киселев, доктор технических наук, профессор кафедры маркетинга и рекламы Кемеровского института (филиала) РГТЭУ:

– Вы не сделаете товар дешевле, чем китайские производители, поэтому и не надо этого делать, делайте лучше, чем китайцы! – посоветовал гуру маркетинга Том Питерс участникам форума “Сибирский резерв”, прошедшего в Новосибирске еще 14 апреля 2006 года. Общий вывод: искать преимущества местным товаропроизводителям не стоит только в стоимостных свойствах торгового предложения, это никогда не может стать конкурентным преимуществом и надежным способом позиционирования. “Делайте лучше, чем китайцы” – не означает “качественнее”, потому что “качество”, как и “стоимость”, — понятие относительное, и по этой причине также не сможет стать основой для конкурентного преимущества и позиционирования на этой основе. Для местных товаропроизводителей наиболее существенными преимуществами могут стать следущие:

1. Близость к потребителям и, как следствие, отсутствие необходимости консервации продовольственных продуктов. “Кузбасс — наш дом. Свежесть — наше преимущество” — примерно так, на мой взгляд, стоит проводить кампанию по продвижению продовольственных товаров.

2. Местечковый патриотизм. Потребители, как правило, предпочитают продовольственные товары, произведенные в регионе своего проживания, ввиду доверия к добропорядочности местного товаропроизводителя. Пример тому – водка мариинская, ставшая народным брендом Кузбасса.

3. Губернаторский наказ. Губернатор Аман Тулеев сам является брендом Кузбасса. Его наказ является для жителей Кузбасса зеленым светом светофора, указывающим правильный путь движения.

 

Александр Турбаба, директор ООО “ПромМебель”:

– Проект “Кузбасские продукты” — замечательный и очень своевременный, особенно учитывая ситуацию с кризисом. Насколько я понимаю, планируется создать торговую сеть социальной направленности. Очень хорошая антикризисная мера, но не более того.

Как известно, все плохое когда-то заканчивается – закончится и кризис. И тогда этому формату очень трудно будет противостоять настоящей федеральной сетевой экспансии. И не только по ассортименту, но и в политике ценообразования, что на сегодняшний день является основным конкурентным преимуществом магазинов типа “Кузбасских продуктов”. Планы вступления России в ВТО также не добавляют оптимизма по поводу долгосрочного действия этого проекта. И все-таки, мне кажется, шанс у “Кузбасских продуктов” есть.

Все будет зависеть от самих участников проекта. Ведь в Кузбассе несколько переработчиков мяса, молока, хлеба, овощей и т.д., и им придется вырабатывать единую ценовую политику, принимать общий маркетинговый бюджет для продвижения сети, содержать в достойном виде выделенные под тот или иной бренд торговые площади, представлять широкий ассортимент при высоком качестве. От работы каждого участника будет зависеть успех и конкурентоспособность всего проекта. Поэтому, мне кажется, здесь должна присутствовать некая управляющая компания, состоящая из нескольких менеджеров — специалистов в сетевом ритейле и маркетинге, а также организация на хорошем уровне инженерно-технического обеспечения магазинов.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments