Кондитерский рынок захватили иностранные концерны: лишь один отечественный производитель попадает в топ-5. Но передел не закончен благодаря структурным изменениям спроса, вызванным кризисом.
Стадия агрессивного поглощения активов, направленного на наращивание своего присутствия, подошла к концу. Степень консолидации отрасли уже высока. Иностранные концерны выступили в роли «пылесосов» благодаря трем основным факторам. Во-первых, отрасль демонстрирует высокие показатели рентабельности. Специалисты аналитической компании «Экспресс-обзор» оценивают чистую маржу производства шоколада в 30–50%, а в целом по мучной кондитерской продукции – 10–20%. Во-вторых, сыграла позиция государства, которое не относит эту отрасль к стратегическим, впрочем, как и большую часть остального пищепрома. В-третьих, привлек стабильный рост шоколадного рынка. Росстат говорит, что выпуск кондитерских изделий в стране в 2008 году увеличился на 4% до 2,84 млн тонн. А «Экспресс-обзор» оценивает рост потребления в среднем на 8,9% за последние 4 года в натуральном выражении. Правда, в 2009-м темпы снизились, но все равно остаются в положительной области. Эксперты ожидают расширения рынка по 5% в год.
Активная консолидация началась с выхода в 2002 году американской Kraft Foods, ранее импортировавшей в Россию только чипсы и кофе. Компания мелочиться не стала, махом скупила весь европейский бизнес Stollwerk, в том числе кондитерскую фабрику в Покрове (Владимирская область) и брэнд Alpen Gold. Тремя годами позднее на российские просторы пришла норвежская Orkla, выкупив одного из крупнейших производителей кондитерских изделий «Сладко», а затем и петербургскую «Фабрику им. Крупской».
Ряд крупных приобретений произошел не так давно. В 2007-м Nestle получил Рузскую кондитерскую фабрику (с основными торговыми марками «Рузанна» и «Комильфо»), что обеспечило компании место в лидерах российского шоколадного рынка, а также позволило выйти в высокомаржинальный и стремительно развивавшийся до кризиса премиум-сегмент. Стоимость килограмма таких конфет в среднем втрое выше развесных и вдвое дороже батончиков и плиток. Затем Wrigley Company стала правообладателем брэнда «А. Коркунов», получив вместе с ним 16% сегмента шоколадных конфет в коробках.
Занялись стройкой. После 5 лет консолидации активов для поглощения на рынке фактически не осталось: все, что можно, уже давно распродано и раскуплено. Правда, до России могут доноситься отголоски сделок на глобальном уровне. Сейчас весь мир наблюдает за борьбой за активы британского производителя шоколада Cadbury. В списке претендентов на покупку уже значатся четверо: американские концерны Kraft Foods и Hershey, итальянская Ferrero, а теперь швейцарская Nestle. Сторонам никак не удается сойтись в цене. Пока максимальной остается оценка от Kraft Foods, предложившей $16,8 млрд. А рыночная капитализация британского производителя уже превышает $18 млрд. В России Cadbury принадлежит две фабрики в Новгородской области: одна – по производству жевательной резинки Dirol, другая – по выпуску одноименных шоколадок.
Предсказуемая кризисная тенденция – сокращение премиум-сегмента. Вследствие стремления потребителей экономить произошел всплеск продаж недорогой продукции. В ответ кондитерские фабрики принялись расширять производство по выпуску более дешевого товара, стремясь захватить долю конкурента.
В условиях нехватки мощностей компаниям нечего делать, кроме как их строить. Orkla возводит в Санкт-Петербурге второй цех по производству недорогих шоколадок, украинская Roshen вводит очередной конвейер по выпуску карамели и помадок в Липецке, а Kraft Foods закончила строительство нового завода по производству печенья, шоколадок и кексов стоимостью 20 млн евро и мощностью 30 тыс. тонн в год в Собинском районе Владимирской области. Там же «Ферреро» планирует к концу года завершить строительство кондитерской фабрики. Кризис заставил итальянцев изменить первоначальные планы: раньше на фабрике планировалось запустить первой линию «Рафаэлло», затем «Киндер-шоколада», в итоге сошлись на шоколадной пасте. «Объединенные кондитеры» пытаются не отставать: в ближайшие 2–3 года концерн собирается модернизировать Воронежскую кондитерскую фабрику, вложив $250 млн в трехкратное увеличение мощностей (с 30 до 90–100 тыс. тонн шоколада и конфет в год).
Шоколадный дефицит. Почти весь объем продаж шоколада на отечественном рынке обеспечивается продукцией, выпускаемой на территории России. Но отсутствие собственных плантаций какао-бобов делает отрасль зависимой от международной конъюнктуры, а также курсов валют. Правда, в разной степени: содержание какао в шоколадных изделиях колеблется в диапазоне от 30% до 70%.
С начала года цены на какао-бобы на мировом рынке выросли на 24%. А 20 ноября стоимость декабрьского фьючерса на какао на бирже Liffe достигла уровня в 2,19 тыс. фунтов за тонну, побив 20-летний максимум. По прогнозам экспертов, рост цен на этом не остановится. Аналитики Barclays Capital связывают их дальнейшее повышение с возможным восстановлением мировой экономики в следующем году, значит, с возрождением спроса на шоколадные изделия.
Нынешней причиной взлета котировок стали опасения, что темпы роста производства будут отставать от потребления. По данным посольства Франции в африканской республике Кот д’Ивуар, на которую приходится 40% мирового предложения какао-бобов, производство в 2009/10 маркетинговом году (начался с 1 октября) может сократиться более чем на 100 тыс. тонн, после уменьшения на 200 тыс. тонн в 2008/09. Эксперты опасаются, что урожай со старых деревьев в стране будет еще меньше, чем в прошлом сезоне, а для посадки новых растений у фермеров Кот д’Ивуара нет денег. Плюс скажется нехватка удобрений.