"Кофемания", развивающая одноименные премиальные кафе, решила поработать в демократичном сегменте и запускает сеть ресторанов вьетнамской кухни "Фо Фа". Средний чек в новых заведениях будет составлять 700 руб., рассчитывает инициатор проекта. Но, предупреждают эксперты, в условиях падения доходов средний чек может оказаться в полтора раза ниже, что увеличит срок окупаемости.
"Кофемания" запускает новый бренд: этим летом открывается ресторан вьетнамской кухни "Фо Фа" на 62 посадочных места вместе с верандой на Усачевском рынке на юго-западе Москвы. К проекту присоединилась вьетнамская предпринимательница Минь Бач. Об этом "Коммерсанту" сообщила представитель "Кофемании" Екатерина Архипова. "В меню будет популярный суп фо, а также новые для Москвы блюда и напитки",— пояснила она, добавив, что средний чек составит около 700 руб. По словам Екатерины Архиповой, "Фо Фа" может стать сетью, если первое заведение окажется успешным. "Сначала мы протестируем концепцию. Через несколько месяцев станет ясно, насколько она эффективна",— пояснила она, уточнив, что будущие заведения планируется открывать не только вблизи обновленных рынков, как в случае с Усачевским рынком, но и в других подходящих локациях. Объем инвестиций в первую точку оценивается около 20 млн руб.
Сеть "Кофемания" создана в 2001 году Игорем Журавлевым и бизнесменом Сергеем Кириленко (бывший партнер экс-сенатора Вадима Мошковича в девелоперской компании "Масштаб", экс-владелец Собинбанка, действующий акционер (5% акций) в "Модном континенте", развивающем бренды Incity и Deseo). Сейчас "Кофемания" позиционирует себя как сеть из 26 заведений (средний чек 1-2 тыс. руб.), включая те, что работают в московских аэропортах.
Вьетнамская кухня в Москве не самая популярная, отмечает исполнительный директор RestCon Андрей Петраков, уточняя, что идея ее развития у рестораторов часто бывает резервной и ее задействуют, когда нет других. "Но этот сегмент меняется и развивается. Кухня простая, ее хорошо воспринимают потребители, заведение может превратиться в окупаемую сеть",— считает господин Петраков. По его словам, объем инвестиций в "Фо Фа" соответствует рынку и ресторан может рассчитывать на стандартную для отрасли окупаемость сроком от года до трех. "Полтора года, если локация окажется очень удачной",— добавил эксперт.
Андрей Петраков не исключает, что с учетом текущего падения доходов населения средний чек в "Фо Фа" может оказаться ниже, чем планируют собственники бренда,— 400-500 руб. Эксперт Петраков отмечает, что единственный сегмент рынка общественного питания, который сейчас растет, это фастфуд. "Количество ресторанов за прошедшие 12 месяцев не изменилось, этот показатель не растет, и в ближайший год ситуация не изменится",— считает он.
По данным Мосстата, оборот общественного питания в столице падает два года подряд. Главный аналитик Промсвязьбанка Игорь Нуждин говорит, что эта динамика связана со слабым ростом доходов (реальная зарплата в 2016 году выросла на 0,2%) и переходом к сберегательной модели поведения. В 2015 году в реальном выражении оборот рынка общественного питания в Москве сократился на 8,5%, в 2016 году — на 13,9%, до 160,9 млрд руб. По словам Игоря Нуждина, в этом году могут появиться признаки восстановления рынка. "В реальном выражении рост может быть на уровне 3-5%, в денежном — на 8-12%. Увеличение доходов граждан может привести к частичному смещению спроса из стритфуда и фастфуда в более дорогие сегменты",— прогнозирует господин Нуждин.