Выпить кофе, купить стиральный порошок и посидеть в интернете — теперь все это можно сделать в одном месте. На рынке появился гибрид продуктового магазина, кофейни и дрогери. Придумали его игроки, далекие от общепита и торговли бытовой химией.
"У нас кофе "Американо" стоит 50 руб., а в "Шоколаднице" — 160",— говорит управляющий сетью фирменной розницы компании "Дымов" Сергей Суржиков.
Предприниматель Вадим Дымов теперь не только владелец компаниипроизводителя мясных продуктов, специализированной колбасной розницы, а также книжных магазинов "Республика". Недавно у него появился универсальный магазин — "Дымов-продукты". Первая точка площадью около 60 кв. м была открыта в марте 2013 года — это отдельно стоящий павильон в районе метро "Крылатское". Здесь продаются продукты питания, сэндвичи, бытовая химия и уголь для костра. Перед входом в магазин стоят два столика, за которыми можно выпить кофе. Такой формат способен конкурировать со стрит-фудом, кофейнями и традиционной мелкой розницей.
Идея магазина появилась в начале года. Одна из сотрудниц Дымова предложила делать сэндвичи с мясной нарезкой. Продукт с более высокой добавленной стоимостью показался предпринимателю интересным, но продавать его было негде. Решив, что сэндвичи могут покупать люди, которые идут мимо магазина к метро, компания открыла "Дымов-продукты". И добавила к ассортименту другие товары: хлеб, молоко, средства для мытья посуды, мелочи, которые могут потребоваться жителям окрестных домов. Магазин у дома приносит около 2 млн руб. выручки в месяц. Компания пока изучает новый формат, и если результаты будут обнадеживающими, возможно, откроет следующие точки.
"Дымов" — не первый непрофильный игрок, который занялся мелкой розницей. В феврале 2012 года под брэндом "Алекма" подобные точки начало открывать агентство "Роспечать". Сейчас у "Алекмы" уже семь магазинов площадью от 30 до 100 кв. м: три в Москве, два в Новосибирске и по одному в Нижнем Новгороде и Перми. В экспериментах с форматом "Роспечать" пошла дальше "Дымова": в ее магазинах можно не только выпить кофе за столиком, но еще и разогреть еду в микроволновке, а также подключиться к бесплатному Wi-Fi. Насколько выгоден такой бизнес для "пришельцев" из других отраслей?
Несуществующее слово
"Мы умеем работать с прессой, умеем делать мелкорозничные форматы, и у нас 9 тыс. торгового и административного персонала по всей стране",— перечисляет исполнительный директор ОАО "Агентство "Роспечать"" Ваган Паргентанян.
Но в последние пять лет рынок прессы, а с ним и "Роспечать", лидер по ее распространению (3,8 тыс. газетных киосков, около 15% рынка), переживали не лучшие времена. В 2012-м продажи прессы в России сократились на 7% по сравнению с предыдущим годом. Муниципальные власти под разными предлогами отказываются заключать долгосрочные договоры аренды земли под киоски. Последние три года консолидированная выручка "Роспечати" падала на 7-10% в год и в 2012-м составила около 10 млрд руб. А с июня 2014 года запретят продажу в киосках сигарет, которые приносят агентству 20% выручки и солидный трафик.
Чтобы сохранить масштабы бизнеса, Паргентанян решил задействовать ресурсы компании в другом формате. Крупную розницу даже не рассматривал: высока конкуренция. К тому же это дорогое удовольствие: если на открытие точки площадью до 100 кв. м необходимо около 2,5 млн руб., то формат "Перекрестка-экспресс" (от 100 до 300 кв. м) потребовал бы более 5 млн руб., а "Пятерочки" — уже от 9 млн руб.
В итоге решил заняться мелкой розницей. "Формат мини-магазинов от 50 "квадратов" очень перспективен,— считает генеральный директор "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров,— если обеспечить предложение в наиболее востребованных категориях: свежие продукты, качественная кулинария, овощи и фрукты. Есть пример популярных в Москве "Избенки" со свежей "молочкой" и магазинов "У Палыча"".
Делать обычный мелкорозничный магазин у дома Паргентанян не стал: посчитал, что для удовлетворения спроса придется держать в ассортименте замороженные продукты (например, пельмени) и, соответственно, устанавливать дорогое холодильное оборудование. В итоге решил открывать точки внутри офисных центров и рядом с ними — офисным клеркам "заморозка" не нужна. Паргентанян также добавил к торговой площади зону кафе с Wi-Fi. И придумал название — несуществующее в русском языке слово "Алекма". Первый магазин площадью 84 кв. м с шестью посадочными местами "Роспечать" открыла в своем офисе на проспекте Маршала Жукова.
Съесть и почитать
На оранжевой вывеске "Алекмы" — четыре значка-иконки с подписями "еда", "кофейня", "пресса", "платежи". Напротив входа над стеллажом с журналами висит плакат "Чтение детерминирует вербальную аддитивность" с пояснением мелким шрифтом: "То есть увеличивает словарный запас".
Всего в ассортименте "Алекмы" 1,8 тыс. позиций. В "Дымове" — 2,5 тыс., а в "Перекрестке-экспресс" — около 3 тыс. Ассортимент разнообразный: продукты, колготки, книги, компьютерные мышки и т. п. Вся еда из категории "готово к употреблению" — йогурты, салаты, собственная выпечка, а также блюда, которые можно здесь же разогреть в микроволновке. В отличие от газетных киосков "Алекма" будет иметь право продавать табак и после июня 2014 года. Кроме того, она планирует ввести в ассортимент алкоголь — "Роспечать" сейчас получает лицензию.
"Алекма" частично использует ассортимент материнской компании ("Дымов-продукты" прессой не торгует), но его доля в магазине невелика — всего 1-1,5%. Это примерно 250 изданий (в киоске умещается около 400), в основном дорогой глянец. От газет решили отказаться: чтобы узнавать новости, клеркам хватает интернета, поясняет Паргентанян.
Сегодня у "Алекмы" около 50 поставщиков. Партнеров, готовых несколько раз в день привозить товар небольшими партиями к определенному времени, найти не так просто, признает Паргентанян. Вкладываться в собственную логистику он пока не планирует — это имеет смысл, когда в одном регионе не менее 30 торговых точек. На поиски и отбор поставщиков Ваган потратил несколько месяцев, перепробовав все, что они предлагали. "Садились с менеджером по маркетингу и дегустировали: несколько видов блинчиков с мясом, несколько видов котлет",— рассказывает руководитель. У "Дымова" ситуация с поставщиками проще: около 40% ассортимента обеспечивает собственная мясная продукция компании, в качестве которой компания уверена.
Через несколько месяцев после открытия выручка "Алекмы" выросла с 30 тыс. руб. в день до 100 тыс. Сейчас при среднем чеке 130 руб. оборот точки составляет около 3 млн руб. в месяц, то есть получается обслуживать примерно 700-800 покупателей ежедневно. Это более чем в десять раз превышает выручку одного газетного киоска "Роспечати" (около 250 тыс. руб. в месяц). По словам Паргентаняна, после появления "Алекмы" из бизнес-центра на проспекте Маршала Жукова съехали уже две кейтеринговых компании. Возможно, это совпадение, но оно явно оказалось на руку владельцам "Алекмы".
Вторую точку менеджер открыл рядом с офисным центром на Кутузовском проспекте, третью — в бизнес-центре за МКАД. В течение года появились еще четыре магазина в регионах.
Правда, в других городах выручка не дотягивает до столичных показателей. Паргентанян объясняет это тем, что вне Москвы "Алекма" открывается не при офисных зданиях, а в формате стрит-ритейла. "К тому же мы пока почти не вкладываемся в продвижение, поэтому люди не совсем понимают, что у нас за формат",— говорит менеджер. С продвижением брэнда решили подождать, пока не наберется достаточный объем статистики по продажам.
Маленькая поляна
Выручка с квадратного метра в московских магазинах "Алекма" составляет 35 тыс. руб. в месяц, в "Дымов-продукты" — 33 тыс. руб. Для сравнения: в колбасных павильонах "Дымов" она равна 22 тыс. руб., а у "Пятерочки", по данным "Infoline-Аналитики",— около 23 тыс. руб.
Цены на общие с супермаркетами категории товаров (например, на продукцию Danone) у "Алекмы" и "Дымова" сопоставимы с крупной розницей. Но мелкие ритейлеры не получают таких же скидок, как крупные игроки. К тому же у мелких магазинов затраты на логистику одной единицы товара выше, чем у супермаркетов, говорит президент инвестиционно-консалтинговой группы "Инсайт девелопмент" Ирина Канунникова. Однако, по ее мнению, за счет кулинарии, собственной выпечки и сэндвичей совокупная маржа мелкой розницы может достигать 15-20%, что сопоставимо с маржой супермаркетов.
Пожалуй, главная проблема мелкой розницы — помещения. Конкуренция за площади 100-150 кв. м в Москве велика, так как они нужны многим компаниям, в том числе не из сферы ритейла, подтверждает директор департамента торговой недвижимости Penny Lane Realty Алексей Могила. Ставка аренды может составлять до $800 за 1 кв. м в год. Так что если непрофильные игроки решат проблемы с недвижимостью, их первые эксперименты с гибридными точками могут дать толчок к созданию полномасштабных сетей.