Владельцы сети "Шоколадница" закрыли сделку по приобретению конкурента — сети "Кофе Хауз" — более месяца назад и планируют в ближайшее время переформатировать приобретенные заведения. Об этом "Известиям" сообщил источник в руководстве "Шоколадницы". По его словам, на месте "Кофе Хауз" будут открыты точки быстрого питания Burger King и японские кафе "Ваби Саби". Новый собственник кофеен владеет франшизой на оба этих бренда. Расширение, планируемое новыми владельцами, по словам экспертов, позволит Burger King обогнать своего давнего конкурента — McDonald’s — по количеству точек.
Сейчас у российского подразделения Burger King более 200 ресторанов быстрого питания, почти 70 из них сосредоточены в Москве. McDonald’s по присутствию в нашей стране пока значительно опережает Buger King: сеть объединяет 430 ресторанов по всей России, только в столице их более 100. При этом стоит помнить, что Burger King вышел на российский рынок значительно позже. Первая точка Burger King открылась в Москве только в 2010 году, McDonald’s к тому моменту проработал в России 20 лет.
Развитием российского подразделения Burger King занимается бизнесмен Александр Колобов, владелец "Шоколадницы" (400 кофеен), "Ваби Саби" (31 точка в России, 20 из них — в Москве) и других сетей. Колобов является совладельцем компании "Бургер Рус", которая обладает франшизой на открытие ресторанов Burger King в России. Ранее о планах агрессивной экспансии на российский рынок, особенно в регионах, заявляли и в материнской компании Burger King Worldwide Holdings, Inc.
Некоторые точки "Кофе Хауз" займет и "Шоколадница". Впрочем, такая рокировка не является стратегически важной для нового собственника, продолжает источник. Кофейни "Шоколадницы" опережают рестораны "Кофе Хауз" по количеству точек как в Москве, так и в России в целом. Причем зачастую конкуренты располагаются друг напротив друга и занимать освободившиеся места для "Шоколадницы" было бы излишним. Поэтому "Шоколадница" переедет только в те места, где ее присутствие пока минимально.
— Для увеличения темпов развития Burger King как раз не хватало помещений в выигрышных местах, которых у "Кофе Хауз" предостаточно, утверждает исполнительный директор консалтинговой компании "Ресткон" Андрей Петраков. Кроме того, у Burger King наконец-то появится шанс опередить McDonald’s по количеству точек.
— Покупка "Кофе Хауз" полностью решает задачу занять хорошие места. Конечно, покупка — это дорогой выход из ситуации, и, наверное, легче было бы просто найти подходящие помещения. Но их в Москве очень мало, — объясняет действия покупателей Петраков. — Кроме того, помещения "Кофе Хауз" уже приспособлены под общепит, и если Burger King не впишется в помещение, его переоборудуют под "Ваби Саби".
Популярность Burger King в России — дело времени, считает Петраков.
— По цене и качеству у Burger King есть всё, чтобы противостоять McDonald’s, — считает эксперт по ресторанному консалтингу.
70–80% финансового успеха предприятия общепита зависит от его локации, говорит гендиректор фонда "Лайф Франчайзинг" Дмитрий Дыльнов. При этом в Москве 80% прибыли обеспечивают меньше половины точек "Кофе Хауз", в основном они располагаются в центре столицы.
Пока непонятно, как поведут себя представители "Шоколадницы" с владельцами франшиз "Кофе Хауз". Франчайзи "Кофе Хауз" работают в России и на Украине. Вероятнее всего, они присоединятся к динамично развивающейся семье "Шоколадницы", считает Дыльнов, поскольку это намного выгоднее, чем отвоевывать у новых владельцев возможность работать под вывеской "Кофе Хауз".
— Смена собственника не означает того, что франчайзи автоматически должен заменить вывеску по требованию нового владельца, с каждым отдельным владельцем точки будут вестись переговоры. Если франчайзи захочет отделиться и работать под собственным брендом, новый владелец не сможет ему помешать. При этом франчайзи придется выплатить неустойку до 1 млн рублей, — полагает глава франчайзингового фонда.
Впрочем, по информации Дыльнова, у "Кофе Хауз" немного независимых франчайзи.
— У них (у "Кофе Хауз". — "Известия") всё построено на собственном капитале. Руководители сети всегда говорили, что делают упор именно на развитие собственных точек. Если у них и есть франчайзи, то они аффилированы с компанией, — утверждает Дыльнов.
Разговоры о продаже "Кофе Хауз" на рынке ходили давно. Бизнес предпринимателя Тимура Хайрутдинова стартовал 15 лет назад и был довольно успешным. Развивать сеть кофеен собственник пригласил менеджера из McDonald’s Владислава Дудакова, который впоследствии стал совладельцем "Кофе Хауз".
Положение дел осложнилось в середине 2000-х, когда на рынок вышли "Шоколадница" и множество других компаний, рассчитывающих на высокую маржинальность бизнеса. В это же время "Кофе Хауз" пришлось значительно потратиться на строительство цеха по обжарке кофе, а в конце 2007 года прибегнуть в крупному займу. Тогда в бизнес "Кофе Хауз" влились топ-менеджеры Экспобанка Кирилл Якубовский, Андрей Вдовин и Сергей Радченков (ставшие собственниками 49% компании).
Ряд банковских аналитиков утверждали, что продажа акций могла свидетельствовать о значительных долгах "Кофе Хауз", хотя соучредитель ЗАО Владислав Дудаков утверждал в прессе, что банкиры являются формальными держателями акций: они выступили залогом под крупный кредит, который банк предоставил сети кофеен. Размер кредита не уточнялся, как и то, выплачен ли он на данный момент. Однако, как выяснили "Известия", исключительное право на бренд к "Кофе Хауз" вернулось только этим летом: с 2011 года товарный знак был в залоге у Экспобанка и у банка Barclays (в 2008 году Кирилл Якубовский продал Экспобанк британскому Barclays за $745 млн).
Начиная с кризисного 2008 года сеть "Кофе Хауз" регулярно фигурировала в новостных лентах, и не по самым позитивным поводам, — то компания неудачно экспериментировала с форматом самообслуживания, то теряла право продавать алкоголь, из-за чего несла убытки. Пресса сообщала, что в 2009 году "Кофе Хауз" перешла в режим жесткой экономии: ряды менеджеров среднего звена стали чистить, а новые кофейни не открывались полгода.
Сейчас поглощающая "Кофе Хауз" "Шоколадница" выигрывает по количеству точек в Москве и Подмосковье. Тем не менее сам бренд "Кофе Хауз" эксперты оценивают как достаточно сильный. Но потребители едва ли заметят уход игрока: на рынке кофеен бешеная конкуренция, и поклонникам формата "Кофе Хауз" есть из чего выбрать.