"QR-код идеально осуществляет связь между реальным и виртуальным миром",— считает Аркадий Рутман, директор по развитию бизнеса агентства LifeIs. Агентство LifeIs занимается разработкой программ лояльности и сейчас готовит проект с использованием QR-кодов по заказу крупного игрока рынка общественного питания. Один из элементов программы — чек с напечатанным на нем кодом, считав который, посетитель заработает бонусные баллы на свой персональный счет. Компания же получит клиента, связанного с ней не только возможной будущей покупкой, но и массой маркетинговых данных, включая персональные сведения о пользователе.

Бум рынка смартфонов (в мире продано 472 млн устройств) сделал прошлый год на Западе годом расцвета QR-кодов: по данным ComScore, к концу 2011-го QR-коды в США сканировали более 20 млн человек в месяц. Этот же год стал стартовым для первых больших проектов в России, где продажи смартфонов в 2011 году по сравнению с предыдущим годом выросли вдвое.

Так, в сентябре 2011-го компания МТС разместила QR-коды на своих рекламных материалах. Фотографируя код, клиент мог сразу открыть страницу интернет-магазина с интересующим его гаджетом и совершить покупку. По словам Андрея Кленина, генерального директора розничной сети МТС, благодаря QR-кодам продажи в интернет-магазине МТС выросли на несколько процентов: "Безусловно, мы будем популяризировать эту технологию, например, за счет эксклюзивных предложений или дополнительных скидок для таких покупателей".

Еще одна сфера применения QR-кодов — анализ потребительских предпочтений и интересов, говорят в МТС. "Телефон гораздо плотнее связан с человеком, чем компьютер. Привязав коммуникацию к телефону, получаешь гораздо более тесный контакт",— соглашается Евгений Вольнов из директ-маркетингового агентства Futurebit. QR-коды могли бы стать новым витком развития прямого маркетинга, перенеся его на более перспективную — мобильную платформу.

Но маркетологи авансом готовы предъявлять к технологии претензии. "По большому счету, сегодня QR-код лишь переводит пользователя на целевую веб-страницу. Выполнить же требуемые действия — зарегистрироваться, ввести данные, совершить покупку должен сам потребитель,— продолжает Вольнов.— Ему все равно придется выполнять рутинные действия — заполнять анкету, оформлять покупку. Это становится барьером для принятия технологии".

Бизнес заинтересован как можно плотнее связать виртуальный и реальный мир и ищет надежные мосты к мобильникам пользователей. Сделать переход из одного мира в другой как можно более незаметным — задача на ближайшие годы для маркетологов, нацелившихся на мобильных пользователей.

Индустрия
Мобильный маркетинг

Сфера
B2b

Клиенты
Ритейл, услуги

Игроки
Маркетинговые, рекламные и директ-маркетинговые агентства, разработчики мобильных приложений, владельцы платформ для генерации и считывания QR-кодов

Объем рынка
По данным компании J’son & Partners, в 2011 году в России на руках у населения находилось около 20 млн смартфонов. По данным ComScore, в США более 50% пользователей смартфонов хотя бы раз считывали QR-код

Vision
Превратить QR-код в прозрачный и удобный шлюз к товарам и услугам компаний

Подписи к рисунку
ЧТО МОЖНО УЗНАТЬ О ПОЛЬЗОВАТЕЛЕ ПО QR-КОДУ

Местоположение
Определяется по IP-адресу либо геокоординатам, если пользователь разрешил отслеживать свое местоположение

Платформа
Тип мобильного устройства, операционная система (iOS, Android, Windows Mobile)

Сотовый оператор
Время

Дата и время считывания QR-кода, частота считываний, интервалы между считываниями и пр.

Покупки
Что купил, стоимость покупки, сумма всех покупок и пр.

Персональные данные
Если пользователь разрешил их собирать и сам оставил их компании. Как правило, это охотно делается в ответ на предложение бонусов, скидок и подарков

Контактные данные
Адрес электронной почты, номер телефона — если пользователь сам оставил их компании в обмен на заинтересовавшее его предложение

Сфера интересов
Тематика, отрасль, товарная категория, которой интересуется пользователь,— определяется по тематике считанных QR-кодов

Отправить ответ

Уведомлять о
avatar