"Книжный бизнес ожидают серьёзные перемены". Кемеровчанин Алексей Поляков бросил работу руководителя телеканала и открыл книжный магазин. Начинающий бизнесмен считает, что может сделать местный "Озон" и "Топ-книгу одновременно".

— Алексей, каково это – открывать книжный стартап, когда профильные магазины закрываются, а все говорят об упадке печатного рынка?

— На мой взгляд, офлайновый книжный рынок в Кемерове, как и везде в России, находится в состоянии анабиоза, это связано с несколькими объективными причинами. Во-первых, переход на цифровые носители – электронные книги, смартфоны и так далее. Во-вторых, не совсем верный ассортимент, предлагаемый магазинами. В-третьих, высокие цены на книги как следствие больших издержек физического магазина. Отсюда и заметный рост доли крупных онлайн-игроков в книжной сфере – "Озон", "Лабиринт" и других. Ведь они могут предложить сумасшедший ассортимент и очень приятные цены ввиду отсутствия известных расходов.

— Сказали про "не совсем верный ассортимент" офлайновых книжных. А какой – верный?

— Наверное, я немного не правильно выразился. Точнее будет – ассортимент, не отвечающий запросам потребителей. Иначе покупатель бы не уходил в крупные интернет-магазины.

— В общем, о формате магазина долго не размышляли и вышли в онлайн?

— Есть ряд "но" и в онлайн-торговле. Главное – это конечно, отсутствие опыта, традиции и привычки у людей совершать покупки в интернет-магазинах. Особенно это касается людей за 30. Здесь, на периферии, нам еще предстоит большая работа. Второе – это необходимость ожидания своего заказа. Наш потребитель чаще привык получать товар сейчас, нежели завтра или через несколько дней. Даже в нашем магазине, где мы гарантируем доставку в течение 24 часов, люди хотят получить его быстрее. И получают, мы стараемся. И пожалуй, третий недостаток – это принцип "деньги вперед". Чаще федеральные интернет-магазины работают по 100% предоплате: то есть, человек отдает деньги, а потом только получает товар. А все схемы с возвратом денег за неполученный или некачественный товар хоть работают, но все же отпугивают покупателя своей сложностью.

— Вы учли все эти недостатки и..?

— Мы проанализировали все недостатки офлайн-магазинов, крупных федеральных игроков и выстроили набор своих преимуществ, сформулировав очень короткий и простой принцип: бесплатно, удобно, быстро. Бесплатная доставка по городу Кемерово на все заказы. Удобная система оплаты заказа, есть возможность оплатить его непосредственно в момент получения, наличными курьеру. Быстрая доставка по городу Кемерово в течение 24-х часов с момента оформления заказа.

— Каких вложений потребовал такой проект?

— Пока обходимся собственными накоплениями, вложили порядка 500 тысяч рублей. Над проектом мы работаем вместе с партнёром. В будущем, думаю, неизбежно придется прибегать к займам, это нормально, без этого развития не будет.

— Что из себя представляет ваша "Атмосфера" сейчас?

— Характеристику мы заложили в наш слоган: "Удивительный книжный. И не только". Идея была в том, чтобы сделать не просто книжный, но магазин, товары которого удивляют и радуют. А все вместе создают неповторимую и новую для нашего города атмосферу. Проекту "Атмосфера" месяц с небольшим, и пока рано говорить о штате и большой структуре. На сегодняшний день есть только сайт, склад и служба доставки. В ближайших планах открытие торговой точки, которая совместит функции пункта самовывоза товаров. Поставщики – это непосредственно книжные издательства и сами производители, если говорить о подарках и канцелярии.

— Про поставщиков расскажите? Насколько они вообще охотно сотрудничают с такими стартапами вроде вашего?

— Издательства всегда открыты и рады работать, если вы платите деньги. А деньги платить придется. На первом этапе сотрудничества все без исключения работают по предоплате.

Только зарекомендовав себя, можно будет вести переговоры об отсрочках и схемах с продажей под реализацию. Что касается тех, с кем мы работаем – это достаточно крупные и известные издательства: "Манн, Иванов и Фербер", "Альпина паблишер", "Азбука", "Астрель", есть потрясающее детское издательство "Clever".

— Книги выбираете сами?

— Над ассортиментом я работаю лично – это, надо сказать, большая работа. Представьте крупное издательство, у которого в прайсе под 10 000 наименований, и из этого списка нужно выбрать не более 200-300 того, что действительно интересно и будет востребовано. Если выражаться образно, то каждая книга, представленная в нашем магазине, это мой личный выбор, своего рода "рекомендованная библиотека". Наверное, отбор книг был и остается самым сложным. Основной акцент на деловой и бизнес-литературе, она и пользуется большим спросом. Также это книги серии нон-фикшн и детская литература.

— У вас не только книги – есть подарки, канцелярия. Получается, на одних книгах действительно не выехать? Об этом же говорит и опыт крупных книжных магазинов.

— Идея предлагать эти товары вместе была изначальной. На одних книгах, наверное, можно ехать, но либо не далеко, либо не долго. А благодаря подаркам, настольным играм и прочим товарам, мы можем расширить свой ассортимент и привлечь дополнительный поток покупателей.

— Книжный магазин с познавательной и бизнес-литературой. Не вдохновлялись ли примером известного предпринимателя Фёдора Овчинникова, про которого написана книга "И ботаники делают бизнес"?

— Нет. Слышал о нем, читал, но, если честно, всё, что я почерпнул из этой истории – это что не стоит бояться начинать проект. Главное стартовать, а там разберемся.

— Как продвигаете магазин? Например, у вас инстаграм довольно неплохой и красивый.

— В продвижении попробовали уже практически все. Пока вывод только один, и он простой: для интернет-магазина эффективно продвижение в интернете. В основном, это социальные сети, блоги, сайты и так далее. Но ещё я стараюсь лично общаться с нашими покупателями, часто спрашиваю, как узнали о нас, почему выбрали. Людям приятно внимание, мне полезны ответы. Общая тенденция такова: наши покупатели возвращаются к нам снова. Это лучшая оценка нашей работы.

— Наверняка есть планы создавать вокруг магазина сообщество? Как, например, Михаил Фаустов в Новосибирске вокруг своего "Собачьего сердца", который одновременно и бар, и площадка для мероприятий?

— Подобные планы, конечно, есть, но трудно реализовать что-то подобное без физической площадки. Однако ряд мероприятий нашего магазина уже запланирован. Думаю, начнем с них, а дальше будет понятно.

— Много ли заказов сейчас? И что покупают больше – сувениры-подарки или, всё-таки, книги?

— Для проекта, который только стартовал, заказов много — в среднем по 10 в день есть. В целом можно сказать, что дела обстоят лучше, чем я предполагал. Пропорция у книг и сувениров-канцелярии примерно 50 на 50. Это тоже радует, потому что были опасения насчет книг, но они, к счастью, не оправдались. Вывод утешительный – кемеровчане читают.

— Насколько большие ставки делаете на проект? Чего от него хотите?

— Для меня лично – это особо ценный проект. Во-первых, потому что он мне самому очень нравится, а во-вторых, потому что это проба пера в бизнесе. Уже есть несколько идей по запуску других проектов – похожих и не очень. Что касается "Атмосферы", то ее ждет развитие, неизбежный выход в офлайн, и, возможно, открытие в других городах.

— Например, в Барнауле?

— Например, в Барнауле.

— Что ожидает книжный рынок в ближайшем будущем? Вы сказали, что сейчас стагнация, анабиоз. Будет оттепель?

— Трудно сказать. Мы еще до конца не можем оценить общую экономическую ситуацию, которая сложится. Книжный бизнес будет напрямую зависеть от нее. Но одно можно сказать точно, в случае серьезного кризиса, книжный бизнес ждут очень серьезные перемены.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments