"Дружные команды финишируют последними" (Nice Teams Finish Last: The Secret to Unleashing Your Team’s Maximum Potential),
Брайан Коул Миллер, © AMACOM, подразделение American Management Association. 2010, 209 с.
Умение ладить с людьми высоко ценится в современном обществе, особенно если речь идет о коллективной работе. Руководители и бизнес-тренеры, не щадя ни себя, ни сотрудников, занимаются построением сплоченных команд. Консультанты пишут книги по тимбилдингу, основная мысль которых в том, что чем сплоченнее команда, тем эффективнее она работает. Но, оказывается, внутренняя гармония команды — палка о двух концах. Все хорошо в меру. Брайан Коул Миллер утверждает, что идиллически-дружная атмосфера часто препятствует развитию команды, а внутренние конфликты, напротив, выступают источником ее развития.
Команды подобно людям по характеру бывают спокойными, агрессивно-требовательными или целеустремленными. В процессе развития они проходят этапы формирования, взаимной адаптации участников, формулировки норм и выхода на рабочий режим. Команда, которая слишком дорожит внутренней гармонией, рискует застрять на этапе формирования, так и не достигнув адаптации. Часто менеджеры намеренно создают и поддерживают дружелюбную атмосферу, старательно избегая конфронтаций, чтобы создать о себе благоприятное впечатление. Это ведет к тому, что в угоду спокойствию менеджеры начинают уделять меньше внимания планированию, контролю и учету, решению проблем и повышению эффективности работы команды.
Идиллию в коллективе руководители стремятся поддерживать под влиянием иллюзии о том, что такая атмосфера повышает производительность. Но на самом деле она препятствует слаженным взаимодействиям. Когда члены команды больше всего ценят хорошие отношения, на поддержание этих отношений они тратят массу усилий, которые можно было бы направить в более конструктивное русло. Кроме того, с чересчур дружными командами часто возникает ситуация как в известном анекдоте: один выкопал яму, другой ее закопал, а тот, кто должен был посадить дерево, заболел и не пришел. А первые двое его покрывали, чтобы не подставить под увольнение. В результате работа не сделана, сроки сорваны, заказчик недоволен.
Суперкоманда может поддерживать в коллективе еще одно негативное явление — дедовщину. Часто слаженные команды доводят ситуацию с приемом новых членов до абсурда — новички не выдерживают даже стажировку. Иными словами, радуясь прекрасным трудовым отношениям, не перебарщивайте. Лучшее — враг хорошего.