"Миссия бизнеса", Коносуке Мацусита, М.: Альпина паблишер, 2010. 193 с.
Работать ради личной выгоды естественно, но если при этом недостает человеколюбия и справедливости, тогда то, что называется работой, постепенно придет в упадок — это мнение о миссии предпринимателя, высказанное отцом японского капитализма Сибусавой Эйити, полностью применимо к Коносуке Мацусите, одному из выдающихся предпринимателей Японии минувшего века.
В книге, первая часть которой посвящена философии бизнеса, а вторая носит мемуарный характер, Мацусита описывает собственный путь лидера. «Мой многолетний опыт подсказывает, что люди (и общество в целом) поддерживают каждого, кто делает свое дело разумно, рационально и честно, — пишет он. — До тех пор пока ваша деятельность соответствует принятым деловым нормам, вы будете стоять на ногах. Если же что-то идет не так, то вы, возможно, сошли с верной колеи и вам требуется переоценить в первую очередь принципы вашей работы, а не обвинять в неудачах потребителей, покупателей или кого-то еще».
«В менеджменте нет волшебства, он не построен на манипуляциях, — поясняет Мацусита. — Хороший менеджер хочет лишь порядка и справедливости, он всегда стремится завоевать доверие других. Менеджмент силен только тогда, когда опирается на два столпа — правду и доверие». Многие возразят автору, что это положение неприменимо для России. Но и сам Мацусита знал — эту идею «не так просто применить на практике. Более того, иногда ее даже сложно объяснить людям». «Мне потребовалось много лет, однако постепенно концепция патрисипативного управления (или промышленной демократии, если хотите) была принята на вооружение на всех уровнях Matsushita», — пишет бизнесмен.
Возможно, эта идея воплотилась в жизнь в 1929 г., когда Matsushita переживала кризис сбыта, да и вся Япония погрузилась в пучину кризиса: «Компании по всей стране сокращали зарплаты и увольняли работников. Страна стала свидетелем бесчисленных разбирательств между работодателями и сотрудниками». Для выхода из кризиса руководители компании предложили вдвое сократить персонал. «Начиная с сегодняшнего дня мы сократим объемы производства вдвое, — ответил им Мацусита, — но никто не будет уволен. Мы будем работать полдня, но зарплаты уменьшать не будем. Взамен я попрошу каждого сотрудника нашей компании посвящать все свободное время, включая выходные и праздники, продаже наших избыточных запасов и высвобождению складских помещений». Сотрудники воспрянули духом, и «два месяца спустя склады опустели».
Вряд ли такой подход применим сейчас, например, к «АвтоВАЗу». Но всем компаниям, увядающим в кризис, стоит напомнить наставление Мацуситы: «Мы должны обучать сотрудников на практике искать выход из сложившейся ситуации, сохраняя позитивный настрой. И пока у нас сохраняются воля и стремление к победе, нет лучшего времени, чем кризис, для того, чтобы обучить сотрудников и усилить процессы управления».