Педагогика, книжки, трудные подростки, благотворительность, бизнес, путешествия — Анна Тихомирова перемешала все, что она любит, и создала книжный магазин на колесах. Теперь ее трехлетняя дочь очень удивляется, когда автобусами называют места без книжных полок.

"Ой, что это?" — мальчик лет шести показывает бабушке на огромный разрисованный автобус, стоящий в парке Горького. Войти внутрь не решается, обходит автобус по кругу, рассматривает нарисованных на нем странных зверушек на велосипедах и машинах, по слогам читает написанное на борту: "Бам-пер". Бабушка оказывается смелее, поднимается на ступеньку автобуса и громко зовет: "Антоша! Посмотри, что тут внутри". Мальчик пыхтя взбирается по ступенькам и обнаруживает внутри автобуса полки, уставленные книжками с яркими веселыми обложками. Справа от входа — прилавок, на нем выстроились в ряд маленькие разноцветные автобусы. Девушка-продавец открывает перед ребенком книгу. "О-о-о!" — радостно восклицает он, увидев, как из книжки вырастают объемные бумажные драконы. Пока мальчик играет с книгой, девушка расспрашивает бабушку, какие у мальчика проблемы. "Да вот темноты боится",— говорит бабушка. Продавщица, точно аптекарь, уходит к прилавкам, выбирает книгу и протягивает ей: "Вот, тут довольно подробно говорится про страх перед темнотой, возможно, вам поможет".

"Бампер" — единственный в России книжный магазин на колесах, где к тому же работают психологи, готовые подобрать книгу в соответствии с проблемами ребенка. Психологи разъезжают по школам и детским домам, читают детям вслух и обсуждают с ними общечеловеческие проблемы. Владелица "Бампера" Анна Тихомирова пытается найти баланс между выгодой и душевными порывами — зарабатывает на выездах в школы и дарит книги детским домам.

Заслужить мечту

"Мне даже наши партнеры из "ОПОРЫ России" пожелали на Новый год не счастья или здоровья, а реализоваться как предпринимателю",— смеется 40-летняя Тихомирова. Она окончила психфак МГУ, поработала со страдающими алкоголизмом и их семьями и заметила, что дети из таких семей сильно меняются, как только попадают в новое окружение. В 1995 году Тихомирова с командой единомышленников создала центр по работе с трудными подростками "Перекресток" и вывела теорию, по которой у подростка начинаются проблемы после разрушения социально-психологических связей — с друзьями, с родителями, с книгами. Следующие 15 лет Анна Тихомирова разрабатывала методику, позволяющую восстановить подростковые связи, пыталась писать диссертацию ("Ну не могу я сидеть на попе и в бумажках ковыряться, скучно"), рожала детей (у Тихомировой три дочки). Но дети быстро растут, "Перекресток" тоже — сейчас это крупнейший некоммерческий центр для подростков в России. Деятельная Тихомирова начала скучать. "В благотворительных проектах ты все время вынужден ходить по спонсорам и клянчить гранты,— рассказывает Анна.— Это ужасно утомляет. И я часто думала о каком-то самодостаточном проекте".

Однажды Тихомирова посмотрела голливудскую мелодраму "Вам письмо". У главной героини был свой книжный магазинчик, похожий скорее на детскую комнату, уютную, уставленную стеллажами с книгами, заваленную детскими игрушками и завешанную бабушкиными фотографиями. Образ запал в сердце Анны. И когда однажды муж спросил ее, что бы она хотела делать, ответ пришел сам собой: открыть книжный. Чем больше Тихомирова об этом думала, тем реалистичнее казалась ей идея. Со старшей дочерью они даже нарисовали план будущего магазина. "Я ходила по всем друзьям и так увлеченно рассказывала о своей мечте, что у меня начала подбираться команда желающих работать в этом магазине",— вспоминает Анна. Обсуждался большой книжный, в котором будут игровая и помещение, где станут проводиться семинары для родителей. Во время одного из обсуждений заинтересовавшаяся проектом редактор издательства "Самокат" Ирина Балахонова вспомнила, что видела на Сицилии маленький книжный, у которого был свой разъезжающий по школам автобус. "Пусть будет еще и автобус",— подумала Анна Тихомирова и включила этот пункт в свой бизнес-план. План занимал один лист А4, а часть, в которой объяснялось, как "Бампер" выйдет на окупаемость за год, и вовсе уместилась в одном абзаце. Видимо, лист А4 не впечатлил банкиров — в кредите на создание книжного магазина Тихомировой отказали сразу несколько банков. Ее собственных сбережений на аренду помещения под книжный не хватало. Зато хватало на автобус, если бы удалось купить его в рассрочку.

Анна обзвонила российские представительства Mercedes, Isuzu и всех крупнейших дистрибуторов, поговорила со специалистами, выучила, что такое сочлененный автобус и боковина кузова. Сначала была идея взять двухэтажный автобус. Но сиденья там находятся на возвышениях, под которыми расположены детали автобуса. И если выравнивать пол по уровню возвышений, ходить в автобусе можно будет лишь согнувшись в три погибели. В результате Тихомирова нашла обычный автобус — Mercedes выпуска 1980-х годов, но достался он ей на очень хороших условиях — за 450 тыс. руб. и в рассрочку.

Незадолго до этой покупки, в декабре 2010-го, Тихомирова взяла автобус в аренду на четыре дня и припарковала его в саду "Эрмитаж", где тогда проходила книжная ярмарка "Букмаркет". Прибыль от проданных книг с лихвой окупила аренду. "Дело верное!" — обрадовалась Тихомирова. Она вложила еще около 200 тыс. руб. в переоборудование автобуса. Полки внутри сделал режиссер и декоратор "Мосфильма" Степан Живов, а снаружи автобус раскрасил художник-иллюстратор Тимофей Яржомбек.

Республика ШКИД

"Трудные подростки что читают? SMS-ки. А я в детстве читала "Республику ШКИД" и "Папа, мама, восемь детей и грузовик",— перечисляет Тихомирова.— Теперь у меня муж, трое детей и автобус, который часто ездит по республикам ШКИД". Тихомирова уверена, что, если все будут читать добрые книжки, мир станет добрее. Но для этого детей, которые отвлекаются на телевизор и компьютер, нужно научить читать.

Книги в автобусе рассортированы по темам. "Тут у нас любовь, тут смерть, тут одиночество, а вот тут смысл жизни",— показывает Тихомирова на книжку с котом, самодовольно поставившим руки в боки. Анна выбирает книги для магазина на свой вкус, примерно 80% из них она и ее сотрудники обязательно читают. Всего в "Бампере" 1,5 тыс. наименований.

"Приключения какашки? Ха-ха-ха! Что за ужас?!" — наш диалог прерывает возглас молодого человека. К нему подходит продавщица и, словно не замечая его иронии, говорит: "Да, с детьми до пяти лет важно говорить на эту тему, но многие родители не решаются, и тогда такие книги бывают настоящим спасением. У нас вот еще одна есть — про крота, который наложил кучу". В результате юноша покупает книгу кому-то в подарок.

Самые значительные суммы "Бампер" зарабатывает на выездах в школы, куда приезжает по приглашению учителей или родителей. Тихомирова рассказывает школьникам, как выбирать книжки, как их чинить, читает вслух. Книжка про самодовольного кота однажды заставила рыдать 20 восьмиклассников. Половина из них потом захотели эту книгу купить.

С детскими домами все иначе. В автобусе на видном месте стоит ящик, куда каждый может принести книги из дома или положить туда купленные в "Бампере". Если книг в ящике набирается немного, Тихомирова докупает сама или обращается за помощью к спонсорам. Потом отвозит в библиотеки детских домов и общается с детьми. Когда Анна первый раз собралась в детский дом, многие друзья-психологи ей говорили: это плохая затея и напрасный труд, они не читают, им не нужны книжки. Но упрямая Тихомирова все равно поехала. В детдом Анна привезла книжку про мышонка и лягушонка, оказавшихся на войне. В книге нет текста, только картинки, сюжет с каждой страницей становится все более напряженным. В конце все герои, кроме двух главных, умирают. Тихомирова показывала картинки детям, а те рассказывали, что видят. "Звучит страшновато, но дети должны говорить на такие темы, это ведь то, что их действительно волнует",— поясняет владелица "Бампера". После занятия к Тихомировой подошла воспитательница и попросила продать ей книгу. "Да мы ее оставили у вас в библиотеке",— сказала Анна. "Нет, дети скинулись и хотят купить эту книгу, чтобы она осталась именно у нас в группе",— настояла воспитательница. Тихомирова отдала книгу так. С тех пор она побывала в двух десятках детских домов — от Краснодара до Нижнего Новгорода.

Бамперша

"У детских книг большой потенциал,— считает совладелец магазина интеллектуальной литературы "Фаланстер" Борис Куприянов.— Во-первых, их точно не выбьют с рынка букридеры, во-вторых, детские книги выполняют воспитательную функцию, поэтому пользуются спросом у родителей". Самые удачные выезды в школы приносят "Бамперу" по 40-50 тыс. руб. выручки. Годовой оборот составляет несколько миллионов рублей, чистой прибыли по итогам прошлого года нет. На самой Тихомировой висит еще долг 100 тыс. руб.

Почему бизнес не слишком прибылен? По сведениям Куприянова, в среднем наценки на детские книги в магазинах составляют 70-100%. В "Бампере" наценка всего 50%, по словам Тихомировой. К тому же она платит своим сотрудникам зарплату несколько выше, чем в стационарных магазинах. Ведь три сотрудника "Бампера", не считая водителя, имеют высшее психолого-педагогическое образование. Если в обычном книжном продавцы получают 20-30 тыс. руб. за полную рабочую неделю, то в "Бампере" — столько же за три-четыре рабочих дня. Так что доходы "Бампера" не сильно превышают расходы. "Мы в "Республике" пробовали делать переносную точку продаж,— говорит владелец этой сети книжных магазинов Вадим Дымов.— Идея была красивой, но объем продаж не слишком большим. Книги сегодня покупает консервативная публика, а она предпочитает ходить в стационарные магазины".

Я прошу Анну показать рисунки большого магазина, который она хотела сделать. Но она отказывается: "Не хочу делиться идеями, вдруг найдется спонсор, и мои рисунки мне еще пригодятся". На то, что деньги на большой магазин удастся заработать на "Бампере", Анна Тихомирова пока не рассчитывает.

Илья Филатов, зампредседателя правления банка "Уралсиб":

Подобный предпринимательский опыт начал активно накапливаться совсем недавно, хотя в России имеет давнюю историю. Социальное предпринимательство — это, прежде всего, деятельность, направленная на смягчение или решение социальных проблем. Помимо общественной пользы для такого бизнеса характерны инновационность и предпринимательский подход.

В случае с "Бампером" мы видим стремление предпринимательницы решить конкретную задачу — расширить детям доступ к хорошей, качественной литературе, повысить их интерес к чтению, создать новое культурное пространство. Проект воплощает принципы социально ответственного ведения бизнеса. Его источник — не только энтузиазм основателей, но и поддержка партнерских организаций, например "ОПОРЫ России", которые по существу оценили необычную и полезную идею.

Думаю, что отличительная черта таких предпринимателей — это, в первую очередь, неравнодушие. Умение не только замечать проблемы, но и готовность подключаться к их решению, вовлекать заинтересованных людей. Безусловно, желание получать прибыль — не единственная основа такого бизнеса. Важно и стремление создать эффективный инновационный механизм решения той или иной задачи. Чаще всего это сочетание коммерческой и некоммерческой деятельности.

Как и в любом успешном бизнесе, огромное значение имеет личность предпринимателя. Проект "Бампер" вдохновлен энтузиазмом Анны Тихомировой, директором благотворительного фонда "Культура детства". Хочется искренне пожелать Анне успехов в дальнейшем развитии уникального проекта. При условии, что подобные бизнес-модели будут поддерживаться и продвигаться в обществе, социальное предпринимательство может оказаться перспективной формой государственно-частного партнерства, способствующего решению различных задач.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments