Глава интернет-магазина KupiVip Оскар Хартманн опубликовал в Facebook речь о необходимости обложения ввозными пошлинами покупки россиян в зарубежных интернет-магазинах. По мнению Хартманна, объемы покупок россиян в зарубежных интернет-магазинах, где товар, например, одежда и обувь, предлагается по значительно более низким ценам, чем на территории России, настолько значительны, что подрывают существование российского онлайн-ритейла. Это мешает ему развиваться и получать новые инвестиции.
Если поднять ввозные пошлины, то это неравенство цен практически устранится и покупатели будут платить по сравнимым с российскими ценам, говорит он. «На текущий момент Россия — единственная крупная страна в мире, которая позволяет беспошлинно ввозить из зарубежа товары с лимитом в 1 тыс евро», — пишет Хартманн. По его словам, государство потеряло уже около 1 млрд долл налогов и пошлин, а к 2020 эта цифра вырастет до 10 млрд долл.
В ноябре прошлого года Хартманн уже высказывал эту точку зрения и после негативной общественной реакции сказал, что он не совсем то имел в виду: он ратует не за обложение новыми пошлинами конечного покупателя, а за пошлины для импортеров. Тогда с ним согласился заместитель министра связи и массовых коммуникаций Денис Свердлов, который сказал, что такая проблема существует, добавив, что в министерстве уже создана рабочая группа, обсуждающая возможное ее решение.
По данным «Почты России», в 2012 году в Россию поступило около 15 млн небольших отправлений — это в два раза больше, чем годом ранее. По оценке «Почты России», 70% этих посылок — заказы из интернет-магазинов, свыше 40% приходят из Китая.
Партнер консалтинговой компании Data Insight Борис Овчинников соглашается, что проблема существует, хотя, по его мнению, Хартманн преувеличивает ее значимость. Он согласен с тем, что российские онлайн-рителеры оказались в неравных условиях с иностранными игроками, но считает, что число покупок в зарубежных интернет-магазинах – это не то количество, которое составит сильную конкуренцию российским компаниям. Он допускает в то же время, что позиции российских ритейлеров ослабевают особенно в тех сегментах товаров, которые позволяют ждать покупку и не требуют русификации.
По мнению Овчинникова, снижение планки беспошлинного ввоза принципиально проблемы не решит, потому что цена покупки сейчас существенно ниже ценового предела в 1 тыс. евро. Он полагает, что в этой ситуации для бизнеса оптимальным вариантом было бы снижение пошлин, но снижение для всех, а не только для интернет-магазинов. «Проблема существует и на данный момент не так очевидно, какой вариант решения является оптимальным. Многое упирается в то, что у всех заинтересованных сторон нет реальной информации, чтобы отслеживать последствия принятых решений,» – считает аналитик.
Максим Фалдин, совладелец электронного гипермаркета Wikimart, заявил, что он абсолютно согласен с Хартманном. По его словам, сейчас действуют абсолютно не равные правила игры для одного и того же бизнеса – того, что зарегистрирован в России, и того, что за ее пределами. «Это же просто удаленные продажи -получается, что преимущество на стороне не русских компаний. А учитывая тот факт, что в России 95% товаров – это импорт, получается, что одни компании ввозят товар и платят пошлины, а другие продают из зарубежа и не платят», — прокомментировал он. По мнению Фалдина, нужно снизить ценовую границу пошлины на ввоз. Если сейчас пошлина взимается на посылки ценой более 40 тыс. руб., то стоит снизить до 2-5 тыс. руб. Он сослался на то, что это обычная мировая практика.