Даже в кризис онлайн-шопинг остается самым быстрорастущим сегментом ритейла. К концу года оборот розничной интернет-торговли объемом 1,4 трлн рублей вырастет на 5,3%. Но если правительство не облегчит условия для отечественного бизнеса, все "сливки" с российского рынка снимут иностранные, а особенно китайские, площадки, опасаются эксперты.

Можно быстрее

Даже на фоне 10-процентного падения оборота розницы в 2015 году онлайн-рынок смог показать прирост в районе 7%, свидетельствуют данные Ассоциации компаний интернет торговли (АКИТ). За три года оборот этого сегмента почти удвоился и достиг 1,4 трлн рублей в 2015 году по сравнению с 736 млрд в 2012-м.

Направление продаж онлайн в 1 полугодии 2016 года оставалось самым успешным для многих крупных сетей магазинов. О росте выручки в 2,5 раза по этому сегменту объявила на прошлой неделе ГК "Детский мир" (при общем росте выручки 36%), опережающий рост продаж в интернете отметили в первом полугодии сети "М.Видео" и "Эльдорадо". Двукратное увеличение онлайн-продаж констатирует также Inventive Retail Group, объединяющий сети магазинов цифровой электроники, детских и спортивных товаров.

Первые месяцы 2016 года – одни из лучших в истории российского e-commerce по количеству заказов, подсчитало исследовательское агентство Data Insight.

В первом квартале 2016 года число заказов онлайн выросло на 22%, объем продаж – на 27% по сравнению с аналогичным периодом 2016 года.

Но этот рост – в том числе, следствие низкой базы, поскольку в прошлом году, в сравнении с предыдущими годами, рост сектора замедлился кратно. Если в 2013 году он достигал 34,4%, а в 2014 году — 31%, то в 2015 – только 6,6%, по данным совместного аналитического исследования за 2015-2016 АКИТ, исследовательской компании GFK и некоммерческой организации Ecommerce Foundation. Прогноз на 2016 год – 5,3% роста.

Чтобы дополнительно стимулировать онлайн-торговлю, в Минэкономразвития пока предлагают снять прямые ограничения на продажу ряда товаров: алкоголя и табака, лекарств, ювелирных изделий и продуктов питания. По результатам обсуждения с бизнес-сообществом, министерство уже направило в правительство предложения по этому вопросу, сообщила помощник министра экономического развития Елена Лашкина. Но определенного срока их рассмотрения нет, и сказать, когда они могут воплотиться в жизнь, пока трудно.

Если снять существующие ограничения, это могло бы послужить хорошим стимулом для роста, считают в АКИТ. Тогда доля онлайн-торговли в общем объеме ритейла уже в этом году выросла бы с 4 до 5%, прогнозируют там.

Однако не все ведомства согласны на послабления в законодательстве. Например, Минздрав выступает против продажи алкогольных напитков онлайн. Благодаря принятым ограничительным мерам потребление алкоголя снизилось c 14,3 до 10,5 литров на душу населения с 2009 по 2015 год, сообщили "Газете.Ru" в пресс-службе министерства. Снятие запрета может нивелировать эффект, а, кроме того, онлайн-продажи сопряжены с нежелательной рекламой алкогольных напитков, воздействующих на неопределенный круг лиц, в том числе детей, считают в Минздраве.

Почему китайцам в России торговать хорошо

Отсутствие границ в онлайн-сегменте требует от правительства особого внимания к условиям работы отечественных игроков по сравнению с зарубежными, считают эксперты. Иностранные сайты, пользуясь пробелами в законодательстве, делают потребителям более выгодные предложения, отмечает руководитель комитета АКИТ по стандартизации Александр Логунов.

"А именно: они не обязаны соблюдать закон о защите прав потребителей, исполнять гарантийные обязательства, нести издержки по сертификации продукции, и, что самое главное, платить ввозные пошлины и НДС", — перечисляет он. Если ситуация не изменится, то в ближайшие годы будет нарастать объем покупок россиян в зарубежных магазинах, опасается Логунов, поэтому тема выравнивания конкурентных условий остается сейчас самой актуальной.

Данные аналитического исследования АКИТ подтверждают, что объем покупок россиян в иностранных магазинах растет обгоняющими темпами по отношению к общему объему их закупок онлайн.

Так, с 2013 по 2015 годы он почти утроился, с €1,2 млрд до €3,1 млрд. В основном это происходит за счет повышенного интереса к товарам из Китая: если в 2013 году на эту страну приходилось 40% заказов из России, то в 2015 году — уже 80%.

"Средний чек" россиянина в интернете исследование оценивает в €685 в 2015 году. Общий объем рынка в евро составляет 20,5 млрд, то есть на покупки в российских магазинах приходится около 17,4 млрд.

Разница в темпах роста между российским и зарубежным направлением шопинга онлайн сохраняется и в этом году, и сохранится в ближайшие годы (если только не будет серьезных ужесточений правил кроссбордерных покупок, притом не столько в части пошлин и налогов, сколько в части усложнения процедуры прохождения таможни), полагает партнер компании Data Insight Борис Овчинников.

По оценкам Data Insight за 2015 год, на долю зарубежных покупок пришлось 34% от всех российских онлайн-заказов материальных товаров (82 млн из 242), при этом в денежном выражении доля кроссбордера только 20% — 160 млрд из 806 млрд руб. "Дело в том, что "средний чек" для кроссбордерных покупок, за счет китайского направления и в первую очередь "Алиэкспресс", примерно в 2 раза ниже, чем для внутрироссийских покупок", — поясняет Овчинников.

Проблема заключается не только в регулировании, но и в недостаточном ассортименте товаров с российской стороны, считает председатель совета директоров международного торгового портала "ГлобалРусТрейд" Анна Нестерова. "Если взглянуть на ту же Alibaba, мы увидим, что это в основном экспортные сделки, по преимущественно потребительским товарам. А какие потребительские товары Россия может предложить на экспорт?" — удивляется она.

Промышленные товары, которыми наша страна могла бы торговать за рубежом, продаются по-другому: оффлайн-сопровождения избежать довольно сложно, особенно если продукция или бренд не известны во всем мире. "Требуется достаточно длительный переговорный процесс, и электронные площадки не смогут здесь помочь. Нужно альтернативное решение", — говорит Нестерова.

Самым популярной у покупателей в товарном сегменте остается одежда, на втором месте продукты IT, на третьем – обувь, говорится в исследовании АКИТ. В список популярных в интернете товаров попали также продукты для дома и сада, здоровья и красоты, спортивные аксессуары и электроника, игрушки, продукты питания. В сфере услуг больше половины продаж приходится на сферу туризма: бронирование билетов и номеров в отелях.

Плохая инфраструктура – значит, плохая торговля

По сравнению с Европой, сектор онлайн-торговли в России еще довольно мал. Его среднеевропейская доля в ВВП – 2,6% в 2015 году, в России – только 1,8%. Если в Европе покупки в Сети делают больше половины пользователей, то в нашей стране только треть.

Это может быть связано, прежде всего, с уровнем проникновения самого интернета, говорит Александра Савина, директор по стратегическому маркетингу компании "Юлмарт": качественный стабильный доступ есть не везде. К этому прибавляются проблемы с онлайн-оплатой: население еще не доверяет таким платежам, особенно в регионах.

Наконец, развитие сектора тормозит низкий уровень обслуживания клиентов. Зачастую только крупные игроки могут позволить себе качественную логистику и квалифицированный персонал, отмечает Савина. "Для сохранения и увеличения темпов роста электронной торговли, в первую очередь необходимо создавать современную инфраструктуру, которая сможет обеспечить проникновение интернета вглубь страны", — говорит она.

Главным барьером для развития интернет торговли в стране остается наша большая территория, считает гендиректор электронного дискаунтера "Ситилинк" Михаил Славинский.

"Последняя миля до покупателя — один из самых непростых вопросов в нашем бизнесе. Но несмотря на это, крупные онлайн-игроки продолжат территориальную экспансию и силами своей логистики будут стараться дотянуться до самых удаленных городов", — говорит он. Поэтому сектор будет расти темпами около 15% ежегодно, прогнозирует Славинский.

Еще более оптимистичной точки зрения придерживается гендиректор OZON.Ru Дэнни Перекальски. В этом году рынок будет расти темпами около 10%, а с 2017 года можно ожидать улучшений с постепенным восстановлением до уровня 20% роста ежегодно, считает он.

Развитию онлайн-торговли в России сегодня ничто не мешает, полагает он, главное – осведомленность о возможности делать выгодные и удобные покупки онлайн. Хотя некоторые товары, такие, как алкоголь и лекарства, должны быть под особым контролем, чтобы избежать подделок.

0 0 vote
Article Rating
История-945х235
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments