В конце февраля в Гонконге состоялась традиционная зимняя меховая выставка Hong Kong Fur and Fashion Show — одна из крупнейших в мире. Несмотря на признаки новой фазы кризиса в мировой экономике, прошла она с невероятным успехом. Число участников выросло на 9% по сравнению с прошлым годом, а объем заключенных сделок стал рекордным за все двадцать лет ее существования. «Мы продали все, что у нас было» — такой ответ корреспондент «Эксперта» получил от многих арендаторов стендов.

Бум в меховой торговле идет вразрез с основными тенденциями в мировой экономике — отказом от былого расточительства, не говоря уже о модном глобальном потеплении, сокращающем объективные потребности в теплой меховой одежде. «Глобальное потепление — долгосрочный тренд, в краткосрочной перспективе он не оказывает влияния. Хотя, конечно, сокращение холодных периодов со временем должно негативно сказаться на меховой торговле», — говорит «Эксперту» старший брокер датской компании Pushnik Томас Ребильд. Пока же рост торговли почти полностью держится на китайском спросе, который поддерживается положительными тенденциями в России и Южной Корее. На «старые» рынки уже почти никто не надеется.

«Европа умерла», — говорит «Эксперту» один из британских меховых брокеров. «Меха, которые мы производим в Финляндии, целиком идут на экспорт. Новая продукция не конкурирует внутри страны, а борется за новые рынки», — поясняет директор Ассоциации заводчиков Финляндии Майкл Хомборг. Китайские торговцы взорвали меховой рынок — цены в этом году держатся на рекордных уровнях и вряд ли упадут в ближайшее время. Производители одежды выкручиваются как умеют: в моду входят короткие меховые жакеты и безрукавки, а также другие «легкие» меховые изделия.

Китайский крестьянин

Гонконгская выставка — второе крупное событие 2012 года в меховой индустрии, первым стал пушной аукцион в Копенгагене в конце января. Именно здесь китайское присутствие, ощутимое во все последние годы, стало доминирующим. «Кругом были китайцы, для них даже открыли специальный ресторан», — рассказывает «Эксперту» участница аукциона из России. По ее словам, китайцы стали приезжать на аукционы, чтобы самостоятельно выбирать товар. «Многие хотят работать напрямую, без брокеров, собираются несколькими деревнями и отправляют кого-то на закупки», — утверждает наша собеседница.

По словам другого участника торгов, из-за наплыва «китайских крестьян» аукционы теряют былой лоск и элитарность. «Это уже какой-то базар получается, китайцы кричат, забывают, что они купили, а что нет, бегают с выпученными глазами», — жалуется он.

Продавцам, правда, жаловаться явно не на что. По данным аукционного дома, им удалось продать практически всю выставленную продукцию. «Коллекция из 4,6 миллиона норковых шкурок была распродана полностью, в целом объемы торгов по разным категориям выросли на 10–15 процентов», — утверждают представители датского аукциона. Цены на меха выросли еще больше: на 30–35% за последние полгода и более чем вдвое за год.

Частично успех связан с возвращением моды на мех у кутюрье. «Мех теперь снова важная составляющая высокой моды, такого не было уже много лет, и это, безусловно, сказалось на ценовой ситуации», — говорит г-н Ребильд. Но главная причина все же китайский спрос — без «китайского крестьянина» многим звероводческим хозяйствам на севере Европы или в США пришлось бы закрыться или серьезно сократить производство.

Китайский рынок

Точную долю Китая в мировом потреблении меха собеседники оценить отказались — определенная часть купленных шкурок затем используется для производства экспортной продукции. «В целом можно говорить о 80–85 процентах всех закупок», — говорит Томас Ребильд. «Я бы оценил долю Китая в 70 процентов, в последние года два был просто взрывной рост спроса», — говорит «Эксперту» член правления Международной федерации меховой торговли Стивен Харвиц.

По словам экспертов, роль России в поддержании спроса важна, но наша страна здесь все же на вторых ролях. По словам Харвица, на гонконгской выставке покупателей из России было больше, чем из любой другой страны. Но в целом потенциал российского рынка уже во многом выбран в предыдущие годы.

Меха в России активно покупают с середины 1990-х, а значит, у многих уже есть по одной или даже по две шубы, новые они будут покупать не очень скоро. В Китае другая история, здесь молодой рынок, далекий от насыщения, и большая часть шуб приобретается новыми покупателями и впервые. Потребление расширяется пропорционально росту благосостояния, поэтому перспективы мирового шубного рынка будут во многом зависеть не только от темпов экономического роста, но и от его структуры. Развитый юг Китая по климатическим причинам вряд ли может быть серьезным рынком сбыта для меховых изделий, а это значит, что для продолжения экспоненциального роста продаж должна улучшаться ситуация во внутренних и северных провинциях. «Здесь наши цели и цели китайского правительства совпадают, очень надеюсь, что у него все получится», — шутит один из гонконгских участников аукциона.

Из-за роста китайского спроса Гонконг в последние годы превратился в один из центров мировой торговли мехом. «Гонконг — свободный порт, сюда можно ввезти и вывезти отсюда любой мех, не заботясь о налогах, разрешениях и пошлинах», — поясняет один из собеседников «Эксперта». Дальнейший путь меха, правда, более тернист. В Китай его ввозят в основном по серым схемам, официально сделать это очень трудно и дорого. Именно поэтому гонконгские игроки не любят публичности. «Мы продаем наш товар китайским клиентам в Гонконге, а что они делают с ним дальше — уже не наша забота», — поясняет наш собеседник.

За те же деньги

Предсказать дальнейшую динамику цен на мех не может никто. «Возможно, это пузырь, который лопнет, но когда это случится, сказать очень трудно», — говорит Стивен Харвиц. «Предложение меха оказалось значительно меньше спроса, а сразу поставить на рынок большее число шкурок невозможно», — продолжает Томас Ребильд.

Фактически китайские покупатели меняют сложившуюся систему меховой торговли. «Китайцы готовы работать на меньшей марже и с большими объемами, этим они выгодно отличаются от американцев и европейцев», — говорит Харвиц. По словам собеседников «Эксперта» на выставке, с китайцами работать намного приятнее, чем с европейскими клиентами. «Европеец приходит, очень сильно торгуется, а покупая, показывает, что делает тебе одолжение. Китаец же сбивает цену совсем чуть-чуть и скупает весь твой лот, чувствуется, что мехов там не хватает», — рассказывает владелец одного из стендов.

Резкий рост цен на меха застал врасплох производителей, которым не всегда удается переложить свои затраты на плечи потребителей, — они явно не готовы платить за те же шубы в полтора-два раза больше. «При нынешних ценах на мех стоимость длинной шубы вырастает до четырех с половиной — шести тысяч долларов, то есть если у вас есть всего три тысячи, вы оказываетесь вне рынка», — поясняет «Эксперту» один из гонконгских производителей. Но торговцам совершенно не хочется терять клиентов. «Производители проявляют изобретательность, комбинируя норку с текстилем или с более дешевыми видами меха», — рассказывает Харвиц. Вновь входят в моду короткие жакеты, безрукавки — в общем, любые виды одежды, которые позволяют минимизировать неожиданно подорожавшее основное сырье. А в рекламных материалах утверждается, что новая легкая меховая одежда намного лучше старой тяжелой.

0 0 vote
Article Rating
мп-спец-в-контенте
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments