В конце июня руководство кировского ООО «Книга», входящего в сеть «Буква», получило уведомление о ликвидации 12 из 15 магазинов. Их закрытие — следствие слияния издательств-гигантов «АСТ» и «Эксмо». В начале июня было подписано соглашение о представлении «Эксмо» трехлетнего опциона на 100%-ный контроль над тремя десятками юридических лиц издательской группы «АСТ». Книготорговая сеть «Буква» (принадлежащая ИГ «АСТ») в состав сделки не вошла. Став автономной, «Буква» начала масштабную реструктуризацию. Эксперты не исключают, что в ходе нее число торговых точек может сократиться вдвое.
Сообщается, что отныне «Буква» будет работать не только с продукцией «АСТ», но и с книгами других издательств (ранее до 90% ассортимента там составляли книги «АСТ»). По всей стране началась масштабное сокращение магазинов «Буква».
«Факел» погас
Сеть ООО «Книга», более известная как «Кировкнига» (а еще ранее — «Книготорг»), ведет свою историю с середины прошлого века. В 2005-м эта старейшая в области книжная сеть была куплена издательством «АСТ» и вошла в сеть «Буква». Как тогда сообщалось, решение уйти «под крыло» москвичам было принято с общего согласия местного менеджмента: на протяжении многих лет «Кировкнига» успешно сотрудничала с «АСТ», и когда поступило предложение о продаже акций, их местные держатели не возразили — условия работы показались очень перспективными. Альтернативой продажи мог быть распад сети с распродажей отдельных магазинов.
В 2011 году продажи в ООО «Книга» упали на 10-12%. Абсолютные цифры руководство фирмы не называет. В связи с «буквенными реформами» этим летом из 15 магазинов на всю область останется лишь три: в г. Кирове на ул. Комсомольской, 37 и ул. Ленина, 20, а также в г. Кирово-Чепецке. Закроются 8 магазинов в г. Кирове и четыре — в районах (Кирс, Омутнинск, Котельнич, Белая Холуница).
Особо болезненно кировчане восприняли закрытие магазина «Буква» (ранее — «Факел») на Театральной площади. Этот книжный по соседству со зданием областного правительства был открыт еще в 1956 году. 26 июля 2012 года он отработал последний день. Плакали и сотрудники магазина, проработавшие здесь всю жизнь, и покупатели. «Кто сказал, что наш магазин нерентабельный? Наш магазин — в самом центре города, рядом — вузы, правительство. Недостатка в покупателях никогда не было!» — «Закрытие нашего магазина равносильно закрытию драмтеатра!» — «Они обрубили целую культурную ветвь города!»
Без «Б»
Отразится ли на кировском книжном рынке закрытие сети «Буква»?
Директор ООО «Книга» Светлана Ивановская уверена: закрытие магазинов будет ощутимо для города. «Закрытие книжных магазинов — печальное событие для нашего города. Ведь это магазины старейшей книготорговой сети Вятки. Наша сеть предлагала жителям города богатейший ассортимент художественной, детской и деловой литературы, 25-30 тыс. наименований в каждом магазине. Сегодня ни одна сеть не сможет обеспечить такой ассортимент. С рынка уходит самый крупный книжный ритейлер. Более того, в связи с реорганизацией «Буквы» районы области практически остались без книжных магазинов».
По мнению коммерческого директора «Вятка-Роспечать» Ирины Малых, закрытие «Буквы» никак не повлияет на рынок. «На книготорговом рынке Кировской области работают магазины сети «Вятка-Роспечать», «УЛИСС», «Бумага», «Золотой век», «Книги-детям», «Мир книги» и другие. На сегодняшний день в городе нет монополиста в книжной торговле. Закрытие сети «Кировкнига» на книжный рынок никак не повлияет, только временно уменьшит ассортимент издательства «АСТ». Но этот пробел книготорговцы быстро заполнят. У наших сетей разный формат магазинов и книжная специализация. Каждый находится в своей нише. Кто-то делает упор на детский ассортимент или учебную литературу, кто-то работает только с деловой литературой. Конкуренция позволяет нам развиваться, искать новые возможности работы с покупателями и читателями».
Аналитик ИК «ФИНАМ» Анна Мишутина сообщает: «Согласно различным экспертным оценкам, объем российского книжного рынка составляет около $3 млрд. Примерно 30-40% от общего объема продаж приходится на долю специализированной сетевой розничной торговли. Общее число книжных магазинов, согласно различным экспертным оценкам, составляет около 3-3,5 тыс. объектов. По нашим примерным оценкам объем локального книжного рынка Кировской области не превышает $12-15 млн. Динамика рынка в последнее время носила восходящий характер. В 2011 году, по данным ФСГС, продажи книг, газет и журналов в РФ в номинальном денежном выражении выросли на 12%, в Кировской области — на 22%». По мнению аналитика, закрытие сети — стандартная практика для ритейла любого профиля. «Если магазины по тем или иным причинам не могут выйти на запланированные уровни рентабельности, от них целесообразно отказаться с целью снижения издержек, — говорит Мишутина. — Полагаю, продажа одним из операторов рынка и даже возможное перепрофилирование полутора десятков объектов не окажет какого-либо существенного негативного влияния ни на книжный рынок города, ни тем более региона в целом».
Падаем…
Только за 2011 год в России закрылись более 100 книжных магазинов. И эксперты прогнозируют дальнейшее их сокращение. Федеральное агентство по печати и массовым коммуникациям (Роспечать) уже 4 года подряд фиксирует падение книжного рынка. В докладе «Книжный рынок России» за 2011 года объем российского книжного рынка варьируются (по разным оценкам) от 62 до 86 млрд. рублей. Снижение объема по сравнению с предшествующим годом составляет, соответственно этим оценкам, 16,9% и 7,5%.
Причин закрытия книжных магазинов называют много. Выделим две основные.
Первая — высокие цены на книги при низком уровне благосостояния населения. В том же докладе за 2011 год Роспечать сообщает: за четыре года средняя отпускная цена на книги в центральных издательствах выросла на 30% (2008 год — 189 рублей, 2011 год — 245 рублей), в региональных — до 85% (с 108,4 до 199 руб. 60 коп.). Средняя розничная цена книги в Москве и Санкт-Петербурге поднялась на 40%, в регионах — на 20-25%. «По мнению издателей и торговцев, к настоящему времени цены на книгу подошли к «психологическому барьеру», превышение которого может повлечь за собой заметный отток покупателей из книжных магазинов», — отмечают авторы.
Основную статью расходов и издателей, и продавцов составляют арендная плата, зарплата сотрудникам, налоги, коммунальные платежи. «Руководство для каждого магазина просчитывает расходы и наценку, выставляет цены: одна и та же книга может стоить в магазинах с разницей в полтора раза, — поясняет Ирина Малых. — Цена на книгу зависит от тиража, качества бумаги, иллюстраций, помещенных в ней. Чем больше тираж, тем дешевле книга. 40 лет назад книги печатались 300-900-тысячными тиражами, сейчас они гораздо скромнее. Да, книги растут в цене, т.к. растет стоимость бумаги, материалов, типографские затраты на печать. Не стоит забывать о неоправданно завышенных гонорарах раскрученным авторам и росте налогов. А если увеличивается себестоимость издания, то и цена распространения увеличивается! Книги покупают реже и в меньшем количестве, что уменьшает оборачиваемость экземпляров книг. Никто не отменит рост издержек на доставку, обработку, хранение книг. Пока книги по закону приравниваются к другим видам товаров, цена на них будет расти, как и на все виды товаров. Правительство планирует в дальнейшем снять даже те мизерные льготы, которые печатная продукция имела. И, к сожалению, печатные издания — не товар первой необходимости».
Эксперты констатируют падение интереса к чтению и снижение покупательной способности российского населения. «Годы экономического кризиса подорвали уровень благосостояния населения. И сегодня насущные проблемы заслоняют духовные ценности, — отмечает директор библиотеки им. Герцена Надежда Гурьянова. — Даже книги популярной серии ЖЗЛ, раньше стоившие копейки, сегодня превысили 500 рублей, догнав по стоимости научную литературу! Да даже детективы давно перешагнули барьер в 100 рублей! Откуда у людей возможность их купить?» «После финансового кризиса сфера культуры и услуг серьезно сдала. Выживает тот, кто сумеет приспособиться», — соглашается Светлана Ивановская.
Вторая причина убыточности книжных лавок — пиратство в Интернете и распространение электронных книг (е-книг). По прогнозу экспертов, рост продаж е-книг в России, по оценочным данным, может составить от 100 до 200% в год. Объем российского рынка электронных книг в 2011 году — 135 млн. рублей. Основные его игроки — компании «ЛитРес» и «АйМобилко». Исследование, выполненное Федеральным агентством по печати совместно с Аналитическим центром Левады в 2011 г., выявило, что в настоящее время е-книги читают почти 30% взрослых жителей крупных российских городов. Вместе с тем уровень пиратства на рынке электронных книг достигает 80-90%.
«В Кирове пока интерес к электронным книгам не столь высок, преимущественно читают бумажные книги. Наш город — это все-таки не мегаполис, у него другой ритм жизни, — считает Надежда Гурьянова. — Для деловых людей, студентов, соглашусь: электронная книга — удобная вещь. Но использовать электронные книги при обучении детей, особенно в младших классах, я считаю, неверно. При обучении грамоте должны быть задействованы все органы чувств, не только зрение, но и осязание. Ребенок должен водить пальчиком по бумажке, обводить буквы, картинки… Важно пробудить в ребенке любознательность! Информация на электронном носителе не так воспринимается и запоминается».
Среди причин сложной выживаемости региональные книготорговцы называют также недостаточную поддержку их предприятий со стороны местных властей. И среди мер господдержки отрасли, прежде всего, видят разработку и принятие Государственной программы поддержки и развития чтения, снижение налогов и ставок коммунальных платежей, а также отнесение книжных магазинов к социально значимым объектам культуры.
… в Интернет?
Чтобы выжить, нужно прощупывать рынок, — говорят кировские книжники. Важнейшая тенденция, характеризующая деятельность книготорговых предприятий в последние годы, — рост доли не книжного ассортимента в общем объеме продаж. «Чтобы сохранить позиции, обороты, владельцы переориентируют книжную розницу на сопутствующий ассортимент. С точки зрения объемов продаж, не книжные товары «отъедают» от книжных примерно по пять пунктов в год. Если в 2007 году соотношение было 70% на 30% в пользу книг, в 2010-м — 65% на 35%, то в 2011 в суммарном объеме продаж книги занимают лишь 60%», — поясняет Ирина Малых. «Надо выживать. Поэтому если продажи всевозможных канцтоваров идут, то и заниматься этим стоит, — подчеркивает Светлана Ивановская. — Например, хорошо идет сопутствующий товар с детской литературой. Выходит мультфильм, а следом — игры, раскраски, книги, аудиокниги…»
Эксперты рекомендуют издателям смириться с появлением е-книг. Как это сделали на Западе. Например, за 2011 год в Испании, по данным Национального института статистики, количество печатных книг сократилось на 24,4% и вернулось на уровень десятилетней давности. Сегодня более 20% лицензий ISBN (паспорт каждой книги) в Испании выдается цифровому контенту. В 2011 году электронных устройств для чтения было продано на 500% больше, чем в 2010 году.
Главной задачей для издательств в 2012 году, по мнению российских экспертов, становится смена бизнес-моделей и определение оптимального соотношения между продажами электронной и традиционной печатной книги. Специалисты отмечают: издательствам надо самим предлагать свои книги в электронной версии в хорошей обработке и по доступной цене, постепенно приучать людей к легальному электронному чтению. Е-книги — это своего рода путь к спасению интереса к чтению в России.
Со своей стороны, розничным торговцам следует «персонализировать» отношения со своими клиентами в целях более полного удовлетворения их читательских потребностей. Необходимо сформировать новую культуру посещения книжных магазинов: помимо возможности просто купить книгу, магазин должен обеспечить посетителю возможность интересного времяпрепровождения, общения с чем-то современным и актуальным.
Справка
9 минут в сутки – именно столько российские граждане отводят чтению книг в общем объеме медиапотребления, причем с каждым годом это время снижается.
Около 100 книжных магазинов, по данным Роспечати, было закрыто в России в 2011 году.
1 полугодие 2012 года (процент к 1 полугодию 2011 года), по данным Российской книжной палаты:
Число книг и брошюр – 57 тыс. 745 печатных единиц (91,8%)
Общий тираж – 251 тыс. 833 тыс. экз. (86,5%)
Средний тираж – 4,4 тыс. экз. (95,7%)
Число действующих издательств и издающих организаций – 4 тыс. 243 (98,2%)