4 августа с.г. в эфире радио "Сити-FM", в рамках программы "Час предпринимателя", ведущий Дмитрий Потапенко и председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции Александр Оськин обсуждали как общую экономическую ситуацию, сложившуюся на рынке распространения периодической печати, так и новость о разрешении включить в ассортимент газетных киосков бутилированную воду.

PlanetaSMI.RU расшифровала запись эфира.

Потапенко: Столичным киоскам прессы разрешили продавать воду и другие прохладительные напитки. Как раз очень вовремя — к концу сезона. Об этом сообщил глава московского Департамента торговли и услуг Алексей Немерюк. Правда, продажа воды и прохладительных напитков в киосках осложняется запретом на установку холодильников на улице. Зато власти позволят киоскам рекламировать продаваемые газеты и журналы. Ранее Ассоциация распространителей печатной продукции обратилась к столичным властям с просьбой разрешить продавать в киосках печати не только газеты, журналы, канцелярские принадлежности и другие сопутствующие товары, но и расширить этот ассортимент продуктами питания. Отметим, что сейчас в Москве установлено около ста киосков прессы нового формата (распашные такие, красивые, правда, дорогие, как самолет). Как отбить это, одному Богу известно, потому что стоят они, действительно, как крыло от Боинга. Распространители установили их за собственные средства. Стоимость одной модели порядка 800 тысяч рублей. Раньше киоски стоили не в пример дешевле (в районе 150 тысяч рублей). Сейчас мы поговорим об этом. У нас на связи Председатель правления АРПП Александр Оськин. Александр Владимирович, приветствуем!

Оськин: Здравствуйте, здравствуйте, коллега.

Потапенко: Послабление вам вышло, как говорится. Полегчало. Чувствуется, возникло счастье в конце тоннеля? Или все-таки будет также непросто, как было ранее? Потому что, глядя по тому, что происходит на улицах Москвы, мягко говоря, у меня сердце кровью обливается, видя количество закрытых точек. И ассортимент меня не радует. Или же все радостно, прекрасно и удивительно, все стоят в очереди, чтобы поторговать в киосках печатью?

Оськин: Нет, нет, нет… ситуация еще хуже, чем вы можете представить.

Потапенко: То есть с моих времен, как говорится, ничего не поменялось? (в начале 2000-х Дмитрий Потапенко возглавлял одну из ведущих сетей оптового распространения прессы в России — PlanetaSMI.RU).

Оськин: Нет, стало хуже. Стало хуже по одной простой причине: экономика всех киосковых сетей ухудшилась. Падает спрос населения на газеты и журналы. Он ничем не компенсируется. Одновременно киоскеры не хотят работать в московских киосках за 15-20 тысяч рублей, как это было ранее, хотят 30 и более. А денег на эту зарплату нет. И мы по этому поводу весь этот год бомбардируем Правительство Москвы с просьбой укрепить экономику. Причем мы не просим денег. Нам не нужны лишние бюджетные деньги. Вы просто снимите запреты, как это делается в цивилизованных странах. Дайте торговать сопутствующими товарами в нужном ассортименте, то, что делается везде и всюду, а у нас нет. И по этому поводу частичное разрешение нам торговать водой и прохладительными напитками — это смешное разрешение, потому что в нынешних киосках прессы, даже самых распашных, которые вам нравятся, внутри киоска, где находится киоскер, можно поставить маленький, объемом с ведерко, холодильничек. Что это за объем воды и напитков? Ерунда, на мой взгляд! Символически только. Это, конечно, я вам скажу, издевательство над здравым смыслом. И мы объясняем уважаемым руководителям Москвы: "Послушайте, снимите ограничения!". Почему во всем мире можно выпить чашечку кофе, допустим, с каким-нибудь снеком, а у нас нельзя? Мы же не хотим продавать селедку и мясо. Мы говорим — снековую продукцию в фабричной упаковке. Чтобы человек взял и закусил по дороге, не более того. Шоколадки, например, мороженое, кстати сказать, тоже хороший товар, и тому подобное. Мне, по секрету сказали, что два дня назад Путин и Медведев в Щербинке, проходя мимо киоска прессы, посетили его, купили там пару газет, и спросили у киоскера: "А водичка и мороженое у вас тут есть?" Тот честно сказал: "Нет, у нас нет ни воды, ни мороженого". Мы направили запрос в администрацию президента. Мы очень надеемся, что нам ответят и пояснят, не слухи ли это, надеемся, что Путин с Медведевым были в киоске прессы, что это правда. Если это так, это было бы очень хорошо. Официальный запрос в администрацию Президента ушел. Что касается Москвы…Например, в Казани местная власть разрешила киоскам прессы работать круглые сутки и продавать хлебобулочные изделия и кофе с чаем. Зимой это очень актуально. Страшно сказать, в братском Минске разрешили продавать и табак, и легкий алкоголь. Но мы не хотим торговать алкоголем. Но вместе с тем надо общими усилиями думать об укреплении экономики. Кроме того, это рабочие места, это лишние налоговые поступления в бюджет (сейчас денег в бюджете не хватает). Мы хотим помочь бюджету. Развяжите нам руки, дайте нам зарабатывать и пополнять бюджет. Вот такая проблема. Я был сам у Немерюка (Департамент торговли и услуг г. Москвы), был у Черникова (Департамент СМИ и рекламы) — все кивают. Все относятся по-доброму к прессе. Но в реальности пробить ничего невозможно. Мы уже год ведем переговоры с Правительством Москвы с просьбой утвердить некую модель распространения прессы в городе — она все еще не утверждена.

Потапенко: Десять лет назад киоск стоил в районе 150 тысяч рублей. А сейчас — эти распашные по 800. Я слабо понимаю, как их отбить при той рентабельности, которая есть.

Оськин: Я тоже, признаюсь, не представляю. Но таково было пожелание власти города — поставить, так называемые, "французские" модели киосков. Есть другие: европейские модели, пражские модели. Но все они очень дорого стоят. А еще их надо обслуживать, за свет платить. Там тоже большие затраты, и, в общем, под миллион все это выходит. И, конечно, отбить на газетах и журналах невозможно. Или надо поднять цены, не знаю, до какой высоты. Но это тоже безумие. Кто же у нас купит по европейским ценам нашу печатную продукцию. Поэтому мы попросили: "Дайте нам право на коммерческую рекламу". Нам сказали: "Нет, рекламируйте на стенах ваших киосков те газеты, которые вы там продаете". Это смешно, конечно. Денег это не даст.

Потапенко: Это глупость какая-то.

Оськин: Поэтому мы обращались к вице-мэру Москвы Горбенко с главной просьбой — экономически поддержать нашу отрасль. Предложение все еще рассматривается.

Потапенко: Скажите, Александр Владимирович, по количеству точек, насколько сейчас ситуация изменилась? Потому что всю остальную мелочь вообще вырезали. Вас-то хоть еще не пустили под нож. По количеству точек что произошло?

Оськин: Осталось реально действующих 2 000 киосков прессы на всю Москву. Это смешно, потому что в Европе, в столицах, такая норма — 1 киоск на 1 000 жителей. Есть приказ Минкомсвязи №197. Он рекомендует Москве иметь 1 объект прессы на 1 500 жителей.

Потапенко: Но это в любом случае 15 000, грубо говоря. Плюс-минус километр.

Оськин: Да, коллега, вы правы. Мы считаем, что объекты должны быть разного формата. Может быть распашной киоск, на 15 метров развернуться. А может, нужен киоск в Митино, условно сажем, три на четыре метра — это тоже достаточно для Митино. То есть киоски должны быть разными. Нам сейчас Москомархитектуры навязывает единый подход — все под одну гребенку, всем выстроиться в ряд. А ведь даже форма киоска — это элемент конкурентной борьбы у разных предпринимателей. И это очень важно. Но, к сожалению, даже Немерюк признался в интервью газете "Известия", что диалог с отраслью результатов особых не дал.

Потапенко: Но пока отрасль жива, скажем так.

Оськин: Она не только жива! Она борется! И иногда побеждает. Как говорится, в мелком побеждаем, а там посмотрим. Сегодня ситуация в условиях обострения информационной войны очень серьезная. Плюс — будущий год объявлен Годом литературы в России, годом чтения. И мы надеемся, что этот год поможет и нам продвинуть в интересах информационной безопасности России, в интересах чтения, в интересах нашего человека, что система распространения прессы будет адекватна вызовам времени.

Потапенко: А помнится, разрабатывали идеологию точек выдачи интернет-магазинов. Эта идеология не нашла экономического подтверждения?

Оськин: Нет, вы знаете, нашла. Она развивается, но развивается медленнее, чем хотелось бы. Сегодня некоторые киоски прессы в Москве уже выдают интернет-заказы. Но интернет-заказы тоже имеют ограничения — это, в основном, книги, товар не очень дорогостоящий. Процент, который получает киоск с этого товара тоже скромный. Мы за то, чтобы киоск прессы в будущем превратился в мультимедийный павильон, чтобы там населению оказывался целый ассортимент информационных услуг, были мультимедийные носители, выдавались и принимались интернет-заказы. Словом, киоск прессы будущего — это мультимедийный объект. И мы хотели бы, чтобы Москва не поражала размахом дорогостоящих киосков. Мы хотим, чтобы он был современным мультимедийным объектом и оказывал комплекс услуг населению, был таким микроклубом культуры в своем микрорайоне. Как-то вот так мне это видится. Но до этой мечты пока нам далеко. Пока киоски прессы вымирают.

Потапенко: Понятно. Удачи вам в вашем нелегком деле, что называется. У нас на связи был Председатель правления АРПП Александр Владимирович Оськин. Я бы хотел, чтобы вы (слушатели — PlanetaSMI.RU) подключились к обсуждению этой новости. В целом к киоскам печати ваше отношение? Действительно, киосков уже не так много. Раньше был такой стереотип: идешь с утра — покупаешь прессу. Насколько вы пользуетесь печатной прессой? Потому что я знаю, что аудитория моей программы продвинутая, редко, наверно, кто шуршит бумажкой. Хотя, признаюсь честно, я, например, когда на перекрестках раздают "халявную" Metro, ее беру, потому что, спускаясь в метро, я люблю прошуршать бумагой. Другое дело — газета очень нестабильная по материалам, что меня сильно смущает. А для вас вопрос: читаете ли вы бумажную прессу, именно прессу, подчеркну это слово. Книжки — понятно. И пользуетесь ли вы киосками печати как таковыми? Не важно, для приобретения чего. Я могу сказать, что иногда, когда еду общественным транспортом, бывает, что на станции электрички я покупаю газеточку другую или журнальчик почитать.

Сергей, добрый вечер, вы в эфире.

Сергей: Вечер добрый! Прессу читаю обязательно. Во-первых, ее можно выписывать, необязательно где-то покупать.

Потапенко: Выписываете, честно скажите?

Сергей: Выписываю.

Потапенко: Извините, перебью. Коллеги, дозвонитесь, кто выписывает. Потому что я лет пять назад прекратил выписывать. Что выписываете и почему, поделитесь?

Сергей: Выписываю профильные вещи, по роду своей деятельности, организация оплачивает. Информационные газеты часто меняю: то одна желтой станет, то другая.

Потапенко: Нестабильное качество материала, скажем так.

Сергей: Абсолютно. Уважал одну газету, потом перестал ее уважать. Через два года смотришь — опять ничего. Мне кажется, чуть-чуть перегрета ситуация по направлению. Всегда газета — сопутствующий товар, но не целевой продукт, который специально для чего-то выставили. Потому что можно иными путями получать. В Европе, как правило, с табаком и все, больше ничего. Объединена обычно табачка с газетой. С учетом того большого количества построенных различных торговых точек, супермаркетов, гипремаркетов, мегамегагипермаркетов, вся эта пресса в маленьком магазине лежит, ее спокойно можно приобрести. С одной стороны понятна боль человека, что умирает система, но если она не рыночная, сама себя изжила. Потому что там напитки не влезут в холодильничек, а мороженое почему-то влезет, как-то нелогично немного. Электричества мало, а давайте там шоколадки продавать. На жаре сейчас все это поплывет — там кондиционера, естественно, нет. Людей жалко с профессиональной точки зрения, абсолютно согласен. Но давайте реальности смотреть в глаза, в каком-то смысле с учетом электронных медиа это сопутствующий товар, на любителя. И делать систему для любителя…

Потапенко: Нелогично… Экономически нецелесообразно. Я понял вас, Сергей. Леонид, добрый вечер, вы в эфире.

Леонид: Добрый вечер. Как-то так сложилось, что я с самого детства стал благодарным читателем.

Потапенко: Вымирающий вид, можно так сказать.

Леонид: Я — вымирающий, это точно. Я осколок истории, нисколько в этом не сомневаюсь. Но до сих пор мне интересны журналы. Люблю почитать какие-нибудь острые статьи-фельетоны, которые невозможно найти в Интернете. Юридическая тематика тоже, в Интернете только справочники, ссылки на кодексы, никаких коллизий там невозможно найти. Поэтому с сожалением я вижу, как все это уходит. И наши дети абсолютно не читают. Они просматривают изредка новости в Интернете. Из нашей читающей страны мы превратились… я не знаю даже во что.

Потапенко: В страну клипов.

Леонид: Да, в страну клипов. Это не культура уже.

Потапенко: Согласен. Спасибо, Леонид за ваш звонок и за ваше мнение. Напомню: выписываете ли вы что-нибудь, пользуетесь ли киосками прессы, покупаете что-то, сейчас мы обсуждаем прессу, подписные издания, неподписные издания. Я могу сказать, что я скупаю всегда автомобильные журналы. Как стандартная закупка — три-четыре журнала, которые перекрещиваются, но, тем не менее, я покупаю. Не подписываюсь. Лет пять перестал подписываться, не могу сказать, по какой причине. Хотя могу — позже выходит. Андрей, добрый вечер, вы в эфире.

Андрей: Добрый вечер. Я могу вам сказать, что мне понравилось, что вы берете газету Metro. Самое интересное просто-напросто, насколько я понимаю, это газета для того, чтобы прочитать на пяти, шести, максимум восьми станциях, чтобы что-то там узнать. У меня дочка работала несколько лет в очень крупном книжном магазине. Это не касается, конечно, газет. Но люди просто-напросто не читают книг. Даже не то, что газет. Я, например, еду час в метро и понимаю, что люди в основном читают электронные книги. Из газет читают Metro, в лучшем случае — "Спорт-Экспресс" или что-то спортивное. А информацию, насколько я понимаю, получают из Интернета или какими-то другими способами. Я так думаю, что газеты в нашем государстве, именно в нашем государстве, играют очень маленькую роль. На западе, насколько я знаю, газеты другого содержания, другой информации. В нашей стране газеты "желтого" содержания. Большинство читателей хочет понять, кто на ком женился.

Потапенко: Кто с кем спит.

Андрей: Да. А серьезной информации из наших газет получить невозможно. Вряд ли кто-то покупает "Ведомости" и прочитывает ее от корки до корки.

Потапенко: Да, не могу с вами не согласиться. Спасибо, Андрей, за ваш звонок. Я объясню, что привлекает в газете Metro и почему я ее беру. Содержание мне не очень нравится, но система распространения (она бесплатная) и такое количество мерчендайзеров, которые ее раздают — это респект и уважуха. Я не знаю, каким образом они зарабатывают, если они зарабатывают, в плюсах они или не в плюсах. Здесь нужно четко понимать разделение: в газете Metro прекраснейшая система дистрибуции, не знаю, она прибыльная, а вот информационная составляющая, на мой взгляд, не очень. Но это мое мнение. Михаил, добрый вечер, вы в эфире.

Михаил: Добрый вечер. Я эти самые печатные издания делаю, журналы. По себе скажу так. Информационную часть: новости и все, что вокруг них, я получаю на сто процентов из Интернета, радио и телевидения. Из газет — ноль. Журналы — только в печатном виде, потому что в электронном виде, я имею в виду через Интернет, читать невозможно. Я покупаю журналы в киосках. Но это журналы, касающиеся моего хобби, что-то в этом роде.

Потапенко: С чем это связано? Упало качество письменной журналистики? В чем проблема, на ваш взгляд, что качество материалов не соответствует друг другу?

Михаил: Нет. В журналах все прекрасно, потому что статьи сверстаны так, чтобы то, о чем вы читаете, иллюстрировалось тут же, в этом развороте. А когда вы читаете статью из журнала в Интернете, вы читаете блок текста, а картинка в каком-то месте, совсем не обязательно, что она идет по тексту. Я уже не говорю о том, что в Интернете невозможно поставить две-три картиночки рядом, чтобы проиллюстрировать текст. Поэтому журнальные статьи в Интернете, на мой взгляд, не читаются.

Потапенко: Понятно. Спасибо, Михаил. К сожалению, связь оборвалась. Добрый вечер, Роман, вы в эфире.

Роман: Добрый вечер. Я раньше, в студенческое время не выписывал, но регулярно покупал журнал "Популярная механика". Долгое время, несколько лет, до тех пор, пока не сменился главный редактор у этого журнала, и статьи перестали быть с более глубоким техническим анализом, подходом, стали более поверхностными. С этого момента я стал меньше покупать этот журнал и вскоре совершенно перестал интересоваться им. Однако в тот же момент я обнаружил, что интренет-версия этого журнала стала более доступной, сайт стал лучше, больше материала стало переноситься в Интернет.

Потапенко: Ну понятно, перемещение произошло такое.

Роман: Однако ради того, ради чего этот журнал задумывался когда-то давно — это журнал с иностранными корнями, — какой-то интересный сюжет или тема, можно было экземпляр оставить у себя, перечитать, пересмотреть, составить какое-то…

Потапенко: …какое-то впечатление. Понятно, спасибо всем, кто дозвонился. К сожалению, время подходит к концу. Надо сказать, что в своем раннем детстве я коллекционировал журналы и перечитывал их: "Юный техник", "Моделист-конструктор". Вряд ли их кто-то помнит… У меня даже были журналы 40-х годов. Но потом как-то выкинул…

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments