Общественные организации издателей, полиграфистов и распространителей печатной прессы разработали "дорожную карту" по улучшению предпринимательского климата в отрасли. Основные положения этого документа были обнародованы в Екатеринбурге на первом всероссийском совещании "Региональные СМИ на пути к эффективности".

В последние годы рынок печатной прессы переживает непростые времена. Помимо общеэкономических проблем, ему пришлось столкнуться со специфическими: ужесточением требований к рекламе, отменой субсидирования подписки и, как следствие, повышением тарифов "Почты России". Так, по сравнению с 2011 годом в 2014-м цены на подписку выросли на 20%, а подписные тиражи, распространяемые по почте, сократились в федеральных СМИ на 20-25%, в региональных — более чем на 30.

Едва начав восстанавливаться после 2008 года, рынок последовательно снижает свои показатели. Если в 2008-м в России было зарегистрировано 5715 новых изданий, то в 2014-м ожидается меньше 5 тысяч, 80% убыли произошло за счет региональных и местных СМИ, остро реагирующих на изменение экономических условий, комментирует Сергей Моисеев, президент Гильдии издателей (ГИПП). По словам эксперта, сегодня 50% доходов региональным газетам и журналам обеспечивает реклама, еще 40% — публикация нормативных актов, "имиджевые" материалы. На долю подписки приходится всего 5,2%, а еще 5-7 лет назад на ней зарабатывали больше 20%.

Поправки в Закон "О рекламе" тоже довольно резко ударили по рынку печати: убыль рекламных доходов достигает 10% в год.

— Минимальные штрафы за нарушения законов о рекламе и о СМИ выросли в разы. Вы представляете, что такое 200 тысяч рублей для районной газеты? В этом году началась свистопляска с запретом на рекламу медуслуг и последующим их возвращением в ограниченном виде. За месяцы табу СМИ потеряли значительные суммы, а многие рекламодатели не вернулись на полосы, — поясняет Алексей Нечаев, гендиректор издательского дома "Каспий".

Издатели предлагают либерализировать нормативную базу, в частности, допустить рекламу алкоголя и табака в печатной прессе, поскольку эти товары потребляет преимущественно возрастная аудитория. Кроме того, они считают явным перекосом перекладывание ответственности за содержание рекламы с рекламодателя на СМИ, из-за чего редакции вынуждены создавать дополнительный бюрократический аппарат. Речь идет о подтверждении обязательной сертификации товаров, соответствии техрегламенту и т.п.

Еще один путь повышения рентабельности периодики — оптимизация налоговой нагрузки.

Эффективной мерой господдержки станет возврат к льготной ставке НДС в 10% для полного цикла издательской деятельности, за исключением прессы рекламного или эротического характера. Такой режим действовал до 2002 года, сейчас он применяется только к рознице, а ее доля в доходах — всего 2%. Для сравнения: в Великобритании, Финляндии и даже в Албании для СМИ установлена нулевая ставка НДС, в Германии — 2,5%. Ввод льготы в России позволит не переходить массово на "упрощенку", по которой удобно работать лишь небольшим редакциям, рассуждает Сергей Моисеев.

Также серьезным подспорьем, по словам участников рынка, станет сохранение льготных ставок страховых взносов до 2018 года. После того как почта подняла тарифы, расходы СМИ на развитие собственных служб доставки выросли в среднем на треть. Все это сказывается на увеличении фонда оплаты труда.

Ну и наконец сектор розницы — без него невозможно повысить финансовую устойчивость периодики, однако развитие ограничивает норма списания тиражей — 10%. Остальное относится к так называемым внереализационным доходам и облагается налогом на прибыль. Издатели предлагают поднять норматив списания хотя бы до 20%.

Сдерживает развитие не только НК РФ, но и поведение региональных и местных властей. По словам Александра Оськина, председателя правления Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП), мониторинг показал, что ни один субъект РФ не выполняет полностью приказ минкомсвязи, регламентирующий количество объектов розничной торговли прессой. Согласно этому документу, в крупных городах на 1500 жителей должен приходиться минимум один киоск прессы, в средних — на каждые 2500 жителей, в малых — на 4000 жителей. По факту лучше всего ситуация в мегаполисах, однако даже их показатели в три раза меньше нормы. Что уж говорить о глубинке.

Количество киосков стремительно сокращается: по 10 в день, между тем именно через эти специализированные объекты, а не через лотки и супермаркеты, распространяется две трети прессы. К сожалению, приказ минкомсвязи носит рекомендательный характер, регионы не спешат его исполнять. Они не понимают, что сохранение розничных точек по продаже прессы — элемент информационной безопасности страны, — возмущается председатель правления Ассоциации распространителей печатной продукции (АРПП) Александр Оськин. — Абсурд, но в 7 территориях площадки под киоски выделяют через аукцион. Или его выиграет торговец "шаурмой", или людям придется покупать печатную продукцию по завышенной цене, потому что победитель торгов захочет отбить понесенные затраты. Мы категорически против такой практики.

Распространители прессы подсчитали, что если восстановить то количество киосков, которое было в стране 10 лет назад (42 тысячи), то отрасль даст бюджету дополнительно 3 миллиарда рублей налогов.

— Стране не хватает денег — развяжите нам руки. С учетом высокой социальной значимости деятельности по выпуску СМИ, особенно региональных и муниципальных, наиболее близких к населению, крайне необходим новый закон о комплексной господдержке медиаотрасли, и мы совместно с гильдией издателей готовы его разработать, — отметил Александр Оськин.

От первого лица

Алексей Волин, заместитель министра связи и массовых коммуникаций РФ:

— Мы опубликуем результаты исследования Ассоциации распространителей печатной продукции, чтобы показать местным властям, где находится их регион по сравнению с другими. Я еще понимаю, почему в отстающих Чечня, а вот то, что Сургут, на нефти стоящий, попал в антирейтинг, никак не красит руководство города. Замечу, что мониторинг киосков прессы в субъектах РФ будет регулярным.

Министерство в принципе поддерживает участников рынка в их стремлении улучшить бизнес-климат, но само не имеет права выступать субъектом законодательной инициативы, поэтому у профсообщества есть несколько путей. Оно может консолидироваться и обратиться к депутатам Госдумы со своими предложениями или инициировать рассмотрение поправок через Заксобрания субъектов РФ.

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments