Киев перестал застраиваться торговыми центрами. В этом году в столице Украины будет введено в эксплуатацию вдвое меньше запланированных площадей. Некоторые непродовольственные ритейлеры зафиксировали падение продаж на 30–50%. У населения нет денег на покупки обновок: цены на питание и топливо с начала года выросли на 25 и 35% соответственно.
Торговая недвижимость — одно из немногих направлений бизнеса, которое до последнего времени интересовало украинских девелоперов, особенно в столице. Вакантность киевских объектов, даже несмотря на кризис, остается довольно низкой. По данным консалтинговой компании UTG, по состоянию на конец 2013 года вакантность в киевских объектах составляла 1,7%. Арендовать помещение в самых популярных столичных центрах было очень сложно: как и в докризисные времена, у них существует очередь желающих арендовать помещение.
Договориться с торговыми центрами о скидках в прошлом году было практически нереально. А арендные ставки там составляли в среднем $100–120 за один квадратный метр в месяц. Это породило строительный бум в городе.
Однако оптимистичным планам девелоперов, которые мечтали застроить столицу Украины торговыми центрами, видимо, не суждено воплотиться в жизнь. Консалтинговая компания JLL пересмотрела свой прогноз по вводу торговых площадей в Киеве на 2014 год, уменьшив его вдвое. Теперь, по мнению компании, до конца года в эксплуатацию будет сдано всего 205 тыс. кв. м площади.
По данным JLL, в первом квартале текущего года торговые центры в Киеве не открывались. Но уже в апреле был сдан первый объект — торгово-развлекательный центр "Атмосфера", арендуемая площадь которого составляет 30 тыс. кв. м. До конца текущего года в столице Украины свои двери откроют еще два объекта: торгово-развлекательные центры "Республика" (арендуемая площадь 135 тыс. кв. м) и "Проспект" (40 тыс. кв. м). В этом году в эксплуатацию не будут введены торговые центры Blockbuster Mall (арендуемая площадь 93,7 тыс. кв. м), первая очередь Lavina Mall (115 тыс. кв. м), а также Happy Mall (42 тыс. кв. м). По словам заместителя председателя правления "Мандарин Плаза" (подконтролен бизнесмену Вагифу Алиеву, который реализует проекты Blockbuster Mall и Lavina Mall) Александра Черницкого, работы по строительству двух этих торговых центров не приостановлены: их планируется ввести в эксплуатацию в 2015 году. Чего не скажешь про торгово-развлекательный центр Happy Mall, работы по строительству которого были заморожены в прошлом году. Это связано с большой конкуренцией с другими торговыми центрами на Теремках — в районе, где планировалось построить Happy Mall. Сейчас компания "Лико-Холдинг", которая занимается реализацией этого проекта, меняет концепцию проекта и планирует сделать центр специализированным. На продаже каких товаров он будет специализироваться, девелопер пока не анонсирует.
В результате, по данным JLL, в этом году общий объем рынка торговых центров в Киеве не достигнет 1 млн кв. м и составит около 940 тыс. кв. м.
Сокращение планируемых объемов ввода является негативным сигналом для рынка, считает руководитель отдела торговых площадей компании JLL на Украине Анна Чуботина. С начала этого года арендаторы неоднократно заявляли о резком падении продаж. Генеральный директор группы компаний "Ультра" (Baldinini, Levi’s, Pierre Cardin, Lagerfeld и Guess) Андрей Макаров говорит, что в первом квартале текущего года по сравнению с аналогичным периодом прошлого продажи в долларовом эквиваленте упали на 30–50%. "Мы начали распродажи новых коллекций и предоставляем скидки до 30%. Такого раньше не было", — говорит он. Коллегу поддерживает и совладелец компании Zeebra (Butlaers, Six, I am) Дмитрий Ермоленко, по словам которого, ритейлер зафиксировал падение продаж на 20–30% в гривневом выражении по сравнению с апрелем прошлого года. "В евро снижение объемов реализации без слез подсчитать невозможно", — отмечает он.
Причин, по которым украинцы откладывают покупку обновок в долгий ящик, несколько. Одна из них — наблюдаемая в стране политическая и экономическая нестабильность. "Это всегда приводит к падению продаж", — констатирует Дмитрий Ермоленко.
Помимо этого, благосостояние украинцев стремительно падает, что связано с подорожанием с начала текущего года продуктов питания на 25%, а топлива — на 35%. Рост цен спровоцировало резкое обесценивание украинской национальной валюты с 8 до 11,5 гривны за доллар.
Арендаторы торговых центров моментально отреагировали на текущую ситуацию, приостановив планы по развитию. "Я не знаю ни одного ритейлера, который сейчас планирует развивать сеть. Здравый смысл подсказывает, что таких сейчас нет", — говорит Дмитрий Ермоленко. Параллельно арендаторы добились от торговых центров различных уступок: фиксации курса при расчете арендных ставок на уровне 8 гривен за доллар, предоставления арендных каникул, кратковременных 15–20-процентных скидок и прочего. "Подобный пересмотр арендных ставок носит индивидуальный характер и фиксируется лишь на краткий период времени. Собственники торговых центров готовы идти на определенные уступки арендаторам, которые тем больше, чем выше желание арендодателя видеть конкретного оператора в своем объекте", — говорит Анна Чуботина. Она отмечает, что, по оценкам компании JLL, ситуация начнет выравниваться не раньше конца года при условии стабилизации политико-экономической ситуации в стране.