Петербургский ритейлер «Кей» стал омниканальным. Как говорится в сообщении компании, в июле 2013 г. сеть цифровых супермаркетов запустила сервис, позволяющий зарезервировать по интернету товар в ближайшей торговой точке и ознакомиться с ним перед окончательной покупкой.
Также «Кей» начал использовать сенсорные терминалы для самостоятельных покупок. С помощью таких устройств покупатель сам может выбрать необходимый ему товар, проверить его наличие на складе, заказать его, внести оплату, а после получить чек. Пока такие терминалы установлены только в магазине на Политехнической ул. в Санкт-Петербурге, который откроется 4 июля после реконструкции. Впоследствии они будут установлены и в других супермаркетах сети, рассказал Retailer.RU Михаил Иващенко, генеральный директор «Кей».
Кроме того, ритейлер запустил собственное мобильное приложение для платформ Android и iOS. С его помощью пользователи смогут получать информацию о новинках, выгодных предложениях и акциях в магазинах сети.
Сеть «Кей» открыла первый магазин в 1992 г. в Санкт-Петербурге, и только в 2001 г. компания запустила интернет-магазин. Однако до этого года оба канала продаж существовали отдельно. Например, если клиент заказывал товар в интернет-магазине с доставкой в оффлайнову точку ритейлера, просто так отказаться от покупки он не мог — для этого необходимо было оформить возврат.
Как сообщают в компании, целью запуска новых сервисов является объединение преимуществ онлайновой и оффлайновой моделей продаж. "Пожалуй, любой покупатель сталкивался когда-нибудь с такой дилеммой: где сделать покупку – в Интернет-магазине или в обычном магазине. Определиться с выбором и понять, что действительно нужно, не оценив товар предварительно, не подержав его в руках, крайне тяжело. Однако приобретать товары в магазинах выходит дороже, и ассортимент, как правило, уже", — говорят в компании.
Инвестиции в проект компания не раскрывает. Однако, как подчеркнул Михаил Иващенко, их сумма «находится в пределах нескольких миллионов рублей».
Первыми сочетать оффлайновую и онлайновую модели покупки на российском рынке начали в 2008 г. ритейлеры «Юлмарт» и «Ситилинк». В отличие от традиционной розницы, их формат не предполагает выкладки физического товара. В отличие от интернет магазина, заказ делается не только через сайт, но и через электронные терминалы, установленные в магазинах-складах, а также пунктах выдачи товара. Там же можно забрать товар или заказать доставку на дом.
Впоследствии их примеру последовал федеральные БТиЭ-сети. Так, в 2011 г. компания "M.Видео" заявила об интеграции оффлайн и онлайн-направления как с точки зрения продаж, так и с точки зрения сервисов. Как сообщили Retailer.RU в компании, такой подход удобен покупателю и в то же время выгоден для ритейлера, так как позволяет развивать интернет-продажи на базе существующей инфраструктуры и таким образом минимизировать издержки.
Кроме того, в 2013 г. «М.Видео» решила оборудовать свои оффлайновые магазины специальными omni-зонами, в которых размещены терминалы с интернет-каталогом. Кроме того, в июле 2013 г. компания запустила формат Dark store. Для обычных покупателей такой магазин фактически закрыт: они могут лишь забрать в нем заранее заказанный товар. В то же время продавцы-операторы готовят в нем заказы для доставки или выдачи, собирая их с полок со стандартной выкладкой товара.
Ближайший конкурент «М.Видео» «Эльдорадо» решил пойти по пути «Ситилинка» и «Юлмарта», начав развивать сети пунктов заказа и выдачи товаров, в которых можно забрать товар и сделать заказ с помощью электронного терминала.
Вслед за федеральным сетями объединять онлайновые и оффлайновые продажи стали и региональные компании. Так, в мае 2013 г. УК «Симекс», развивающая БТиЭ-сети «Техношок», «Просто» и интернет-магазин «Закажи», объединила свои усилия. Теперь, сделав покупку в интернет-магазине «Закажи», клиент может забрать товар в ближайшем магазине сети «Техношок».
Компании, которые не начнут объединение онлайновых и оффлайновых продаж, в ближайшем будущем лишиться своих покупателей, считает Виктор Гордейчук, президент УК «Симтекс». «Сегодня многие потребители уходят в интернет, поэтому ритейлерам важно не упустить клиента, — отметил топ-менеджер. — Оба направления дополняют друг друга — в интернете покупатель может заказать необходимую ему технику, а забирая ее удобном для него магазине, подобрать необходимые аксессуары, о которых он даже не подумает, покупая товар в сети».
Однако ритейлеры должны осторожно следовать новомодным трендам, считает Данила Васкевич, генеральный директор сети «Белый Ветер». По словам топ-менеджера, в 2010-2011 гг. компания запустила в 10 своих московских магазинах электронные терминалы, однако в результате решила от них отказаться. «Мы рассчитывали таким образом повысить уровень продаж, однако наши ожидания не оправдались», — говорит Данила Васкевич. — Чтобы развивать новый канал продаж, необходим специально обученный персонал, а также правильно выстроенная логистика, чтобы товар доставляли в предельно сжатые сроки, постоянное обновление базы данных и пр».