6 августа Россия ввела ответные санкции, запретив ввоз ряда сельскохозяйственных товаров из стран Европы и США. Потребительские страсти — что же мы будем делать, когда с полок исчезнет последний килограмм немецкого дор блю или французского рокфор — улеглись. В сухом остатке — торговля оставшимися запасами, связи с новыми поставщиками и рост цен. Условия игры на старте очередного высокого сезона в FMCG определены. Rm решил не ждать декабрьского финиша и подвести промежуточные итоги.
По оценкам ИД Retailer, под ответные санкции попала продукция стоимостью более 750 млрд руб. (в розничных ценах, но за вычетом НДС). Много это или мало? Много: почти 3,6% от всего объема российской розницы. Сами ритейлеры приводят различные данные, укладывающиеся в основном в диапазон 4−10% от выручки и 5−15% от ассортимента. Не выше показатели у сетей, занятых в премиальном сегменте.
Санкционные товары: сети-лидеры…
С самой большой в абсолютном выражении угрозой столкнулся национальный лидер "Магнит", даже 1% от выручки которого — миллиарды рублей. Какой именно объем товара попал под санкции, в компании рассказать отказались. Известны лишь объемы и структура прямого импорта ритейлера. Так, по данным аналитического агентства Infranews, по итогам первого полугодия 2014 г. "Магнит" вошел в десятку крупнейших российских импортеров.
За указанный период ритейлер ввез в страну товаров на сумму $830,58 млн, что на 23,8% больше, чем годом ранее. Среди стран-экспортеров, попавших в августе под вето, оказались Польша (13% от общей стоимости ввезенной продукции, или почти $108 млн) и Нидерланды (5%, или $41,5 млн). Других стран, на которые приходится основной импорт "Магнита", санкции не коснулись. Это Турция (16% импорта), Эквадор (14%), Египет (10%), Израиль и Китай (по 8%). В основном компания ввозит из-за рубежа продукты питания: яблоки и груши (17% от общей стоимости ввезенных товаров), бананы (14%), цитрусовые (13%), томаты (10%), сыры и творог (5%).
Объемы собственного импорта второй крупнейшей в России розничный компании — X5 Retail Group на порядок ниже, чем у основного конкурента: в первом полугодии 2014 г. это $44,75 млн., что почти на треть меньше, чем годом ранее. Хотя 41% стоимости пришелся на эквадорские бананы, санкции оказали на структуру импорта этой компании куда более весомое влияние, чем на структуру импорта "Магнита": из стран ЕС ритейлер ввез более трети товаров. Всего под санкции попало 8% продуктового ассортимента, уточнили Rm в компании: 9% — в сетях "Карусель" и "Перекресток", 7% — в сети "Пятерочка".
… и просто крупные сети
— В среднем ограничения коснулись товаров, которые приносят нам 5–6% оборота, — рассказывает Максим Гришаков, генеральный директор компании "Спар ритейл", управляющей сетью супермаркетов Spar в Москве. — Думаю, у других сетей, развивающихся в формате "супермаркет", картина примерно аналогичная. Для гипермаркетов, где значительные доли ассортимента и выручки приходятся на нон-фуд, под ударом, на мой взгляд, оказалось не более 4% от объема совокупных продаж.
В особенно "интересной" ситуации оказался калининградский ритейлер "Вестер" — в силу анклавности домашнего рынка и территориальной близости к Европе. До недавнего времени ассортимент сети буквально дышал духом Евросоюза. До введения ответных санкций на запрет импорта доля свежих овощей и фруктов, поставляемых из стран ЕС, составляла здесь 85% в категории, доля замороженных овощей и фруктов — 75%. Частично ритейлер уже пересмотрел географию поставок: фреш везут из Сербии и Македонии, не прекращаются переговоры о поставках товара из других стран, не вошедших в санкционный список.
По-своему отреагировал на санкции местный потребитель: ритейлер отмечает рост посещений калининградцами Польши и Литвы в целях продуктового шопинга. Причины просты и понятны: курица там стоит дешевле в два раза, чем в России, свинина, яблоки и помидоры — в три. Заодно покупается и бытовая химия, и товары нон-фуд.
А поставщики что?
Первая реакция российских дистрибьюторов импортной продукции, утверждают в один голос ритейлеры, не заставила себя ждать. Оптовая цена товарных запасов подскочила на 5−20%.
— В условиях угрозы временного дефицита товаров, когда ни ритейлеры, ни поставщики еще не перестроили отлаженный механизм закупок, они [дистрибьюторы] придерживались такой позиции: все равно продадим товар — не вам, так другим, — рассказывает Дмитрий Полуянов, директор по маркетингу сибирской сети "Командор". — Мы, конечно, старались удерживать отпускные цены на прежнем уровне, но не всегда это получалось.
Об информационных письмах от поставщиков с сообщением о повышении отпускной цены на 5−10% рассказывает коммерческий директор сети премиальных супермаркетов "Глобус Гурмэ" Марина Кисилева. И речь идет даже не о поставщиках импортных товаров, а об отечественных мясоперерабатывающих предприятиях. Как и ритейлеры, они вынуждены пересматривать список партнеров — поставщиков сырья. Предприятия, работающие на собственном или отечественном сырье, пока цены не повышали, подчеркивает топ-менеджер.
Вместе с тем, сами ритейлеры начали пересматривать портфель поставщиков еще в начале августа, то есть за неделю до подписания указа об ответных санкциях. Поводом стал введенный 1 августа запрет Россельхознадзора на ввоз овощей и фруктов из Польши — яблок, груш, айвы, вишни, черешни, капусты. Причина претензий к Варшаве звучала самым банальным образом: нарушение требований к сертификации, а также присутствие в продукции карантинных объектов — пестицидов, нитратов, вредителей.
Польша является крупнейшим в мире экспортером яблок. По данным Министерства сельского хозяйства Польши, в прошлом году она экспортировала этих фруктов на €438 млн, 56% этой суммы пришлось на Россию.
— Польские яблоки были очень популярны в нашей сети, — говорят в "Командоре", — и в сезон, и зимой на них приходилось порядка 30% от общего объема продаж в категории. Как и коллеги по рынку, мы были вынуждены искать другие варианты — сейчас реализуем яблоки из стран ближнего зарубежья и Краснодара, ждем поставок из Китая.
Задолго до событий августа стал заниматься вопросами импортозамещения федеральный ритейлер "Лента". К этому компанию подтолкнуло ослабевание курса рубля к доллару и евро. В итоге к моменту введения ограничений на импорт "Ленте" удалось "ощутимо снизить зависимость от него": доля продуктов, попавших под запрет, составила примерно 4,6% августовской выручки ритейлера (по итогам 2013 г. цифра была выше).
— По итогам августа мы не заметили влияния запрета на импорт на продажи в наших магазинах. Спрос остается устойчивым, при этом мы не видим такой ситуации, когда покупатель начинает приобретать запрещенные товары про запас, — комментирует ситуацию Анна Мелешина, директор по связям с общественностью и государственными органами "Ленты". — Это говорит о том, что покупатель, вслед за замещением отдельных товаров, меняет и свои потребительские привычки, пробуя и переориентируясь на новые продукты. В связи с этим мы не видим каких-либо существенных рисков от запрета для нашего бизнеса в ближайшей перспективе.
Подробнее о том, как проходил переход на новые рельсы в крупнейших продуктовых сетях читайте в новом Retailer Magazine (№3 (34), сентябрь 2014) прямо сейчас! Полная версия журнала доступна на любом устройстве: iPad, Android, Mac, PC всего за 99 руб.