Покупка доли в «Евросети» «Вымпелкомом» не сделала эту сеть главным каналом продаж оператора. Сейчас «Вымпелком» продает через нее те же 20% контрактов, что и прежде. Другое дело, что самих контрактов стало продаваться больше.

В конце октября 2008 г. «Вымпелком» сообщил, что заплатил $226 млн за 49,9% акций Morefront Holdings ltd., владеющей 100% группы «Евросеть» — крупнейшего в России сотового ритейлера. С тех пор доля, занимаемая «Евросетью» в общем объеме продаж «Вымпелкома», не изменилась, рассказал «Ведомостям» главный управляющий «Вымпелкома» Борис Немшич. Составляет она, по его словам, 20%. Одобряя покупку, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) выставила требование: в течение трех лет «Евросеть» не вправе оказывать преференции никому из операторов. До сих пор ритейлер не раскрывал данных, исходя из которых можно было бы установить, как он выполняет это требование. Но, по данным исследовательской компании AC&M-Consulting, доля «Вымпелкома» в общем объеме российских продаж sim-карт с начала года резко выросла, а МТС утратила лидерство по этому показателю. Летом 2008 г. доля МТС в продажах «Евросети» достигала, по данным самого оператора, 40% (как раз тогда МТС сама планировала покупку доли в «Евросети»). А в первые месяцы 2009 г. она снизилась до 10-15%, говорил президент МТС Михаил Шамолин. В результате с апреля МТС расторгла соглашение с крупнейшим сотовым ритейлером, обвинив его в неисполнении обязательств.

Сейчас «Евросеть» ежемесячно продает чуть более 0,5 млн контрактов «Вымпелкома» и чуть менее 0,5 млн — «Мегафона», говорит президент сети Александр Малис. Новый контракт с «Мегафоном» «Евросеть» заключила вскоре после расторжения соглашения с МТС; он предполагает продажу 7,2 млн контрактов за 18 месяцев, т. е. не менее 0,4 млн в месяц. На каких условиях заключил контракт с «Евросетью» «Вымпелком», Немшич не раскрывает, но заверяет: это «совершенно стандартные коммерческие отношения».

Договор «Евросети» с «Мегафоном» предусматривает подключение 7,2 млн абонентов за вознаграждение в $146 млн — таким образом, за каждого привлеченного клиента ритейлер должен получить чуть более $20. Контракт, от которого отказалась МТС, предусматривал, по словам Шамолина, комиссию в размере около $25 за абонента. Если ориентироваться на эти условия, то «Вымпелком» платит «Евросети» $10-13 млн в месяц.

Подобно другим дилерам, заключающим соглашения с операторами, «Евросеть» взяла на себя определенные обязательства по объему продаж, рассказывает Немшич. Но наличие акционерной доли в «Евросети» для «Вымпелкома», по его словам, — не более чем гарантия продаж не ниже определенного уровня. Помимо «Евросети» «Вымпелком» работает с другими федеральными и региональными дилерами, а также владеет монобрендовыми салонами, напомнил Немшич. Но вряд ли оператор мог нарастить продажи в этих каналах так же серьезно, как в «Евросети», сомневается ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин.

Пресс-секретарь «Мегафона» Татьяна Зверева вчера воздержалась от оценки партнерства с «Евросетью». Менее крупные операторы — Tele2 (4-е место в России по количеству абонентов) и СМАРТС (7-е место), по словам их представителей, не заметили, чтобы отношение к их компаниям со стороны «Евросети» стало менее внимательным после перехода 49,9% ее акций к «Вымпелкому». Но доля «Евросети» в структуре их продаж и прежде была незначительной, отмечают они. Tele2, по словам ее представителя Сергея Андрияшкина, давно делает упор на собственные продажи и партнерство с региональными дилерами. Такая же политика у СМАРТС, говорит ее гендиректор Андрей Гирев, на «Евросеть» приходится всего 1-5% подключений.

Между тем в апреле ФАС получила обращение Союза потребителей России с просьбой проверить, как «Евросеть» соблюдает требования службы. Авторы обращения утверждали, будто «Евросеть» предложила операторам партнерство на условиях монопольно высоких платежей за подключение абонентов. Кроме того, ссылаясь на данные «Ромира», Союз потребителей заявлял, что сотрудники салонов «Евросети» предлагают посетителям преимущественно услуги «Вымпелкома».

ФАС запросила данные у «Евросети» и «Ромира» и пока изучает их, сказал вчера «Ведомостям» руководитель управления антимонопольного ведомства Тимофей Нижегородцев.

1/5 рынка 

21-22% продаж sim-карт в России обеспечивала «Евросеть» в 2007 г. По собственным данным ритейлера, он продал за тот год в России 12,4 млн сотовых контрактов, а общий объем продаж МТС и «Вымпелком» оценивали в 57–60 млн. Данные за 2008 г. «Евросеть» не раскрывала. 

 

 

0 0 vote
Article Rating
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments