Крупнейший российский ритейлер X5 Retail Group N. V. может выйти на сибирский рынок уже в этом году. Как стало известно „Ъ“, принадлежащая ему сеть «Карусель» ведет переговоры с управляющей компанией торгового центра (ТЦ) «Сибирский молл», где прекратил работу гипермаркет «Мосмарта». Впрочем, «Карусель» — не единственный претендент на освободившиеся площади.
Информацию о том, что «Карусель» ведет переговоры о размещении своего гипермаркета в «Сибирском молле», „Ъ“ подтвердила коммерческий директор управляющей компании ТЦ Татьяна Баженова. В конце прошлого года в «Сибирском молле» закрылся магазин «Мосмарта», арендовавший более 6 тыс. кв. м. Сеть «Мосмарт» находится в стадии продажи. В декабре 2010 года источники, близкие к основному владельцу компании «Седьмой континент» Александру Занадворову, сообщили, что предприниматель достиг договоренности о приобретении «Мосмарта» у компании «Сбербанк-Капитал». Закрытие сделки ожидается в начале февраля. По сведениям „Ъ“, новый владелец не заинтересовался помещением «Мосмарта» в Новосибирске.
X5 Retail Group N. V. (47,9% акций принадлежит «Альфа-групп», 23,1% — основателям «Пятерочки») является крупнейшей российской компанией отрасли. Ей принадлежат сети «Пятерочка», «Карусель», «Перекресток» и др. По данным Deloitte, по итогам 2009-го финансового года она заняла 100-е место в списке ритейлеров мира с выручкой $8,684 млрд и чистой прибылью $165 млн. В феврале 2010 года на форуме «Россия-2010» глава Х5 Лев Хасис заявил, что X5 намерена выйти на розничный рынок Сибирского федерального округа в течение ближайших трех лет. «Если купить никого не получится, в 2011 или 2012 году мы будем выходить самостоятельно», — отметил тогда он. Вчера начальник отдела региональных проектов по связям с общественностью X5 Владимир Русанов сообщил „Ъ“, что компания ведет переговоры «с владельцами многих торговых центров России, в том числе и в Новосибирске, на предмет поиска подходящих торговых площадок… однако участники и детали переговоров нами не раскрываются по этическим и фактическим соображениям».
Сегодня Х5 не представлена на сибирском рынке. Некогда самый крупный франчайзи «Пятерочки» новосибирская группа «Новые торговые системы» (НТС) в прошлом году сняла со своих магазинов название «Пятерочка», заменив его на «Универсам». По сведениям „Ъ“, X5 вела переговоры о покупке НТС, а также крупнейшего сибирского ритейлера — группы «Холидей», но стороны не договорились о цене. Сейчас X5 никакой активности в поиске объектов для поглощения в Новосибирске не проявляет, говорит директор по корпоративному управлению НТС Александр Агеев.
За «Сибирский молл» «Карусели» придется побороться. На это помещение давно претендует «Ашан», у которого уже есть в Новосибирске два магазина, «О`Кей» (готовится открыть первый новосибирский магазин в марте), а также местный ритейлер «Сибирский гигант». По словам гендиректора «Сибирского гиганта» Данила Краснова, его компания готова сделать для «Сибирского молла» уменьшенный вариант своего гипермаркета на пр. Энергетиков (торговая площадь — более 12 тыс. кв. м).
Господин Агеев полагает, что самым верным выбором для «Сибирского молла» было бы остановиться на предложении «Ашана», поскольку «это уже раскрученный бренд в Новосибирске». «Сибирский молл» вел переговоры с «Ашаном» в 2009 году, когда «Мосмарт» оказался на грани закрытия из-за перебоев с поставками продуктов. Однако тогда, как объясняет Татьяна Баженова, французы потребовали полностью убрать стену, отделяющую гипермаркет от ТЦ, чтобы открыть линию касс. Чтобы выполнить это требование, гипермаркет пришлось бы закрыть на полгода. Вчера руководитель по внешним коммуникациям «Ашана» Мария Курносова подтвердила „Ъ“ интерес компании к «Сибирскому моллу» как к одной из площадок в Новосибирске.
Участники рынка признают, что открытие в Новосибирске гипермаркета в «Сибирском молле» было бы для «Карусели» хорошим стартом на местном рынке. Правда, дальнейшее развитие сети может оказаться более сложным делом: строительство с нуля гипермаркета может занять несколько лет, а крупные ТЦ в Новосибирске сегодня не возводятся. «Конкурентная ситуация в Новосибирске довольно напряженная: плотность гипермаркетов на 100 тыс. жителей уже превышает единицу, что близко к предельным показателям», — говорит менеджер по PR компании «Лента» Яна Могилева.