Кризис внес коррективы в попытки властей популяризировать безналичные расчеты. Граждане стали больше доверять наличным: если раньше таких была четверть, то теперь больше трети, а целый ряд категорий населения и вовсе отказался от использования карт. Тренд будет временным, надеются эксперты рынка платежей.
Динамика использования карт российскими гражданами приведена в исследовании НАФИ (есть в распоряжении "Ъ"), проведенном совместно с одним из крупнейших эквайеров — компанией UCS. Опрос проводился в ноябре, и в нем участвовало 1,6 тыс. человек. В целом безналичная оплата покупок стала более частым явлением, отмечают авторы исследования — за два года (в 2013-2015 годах) доля тех, кто ежедневно расплачивается карточкой, выросла с 4% до 15%. Однако к росту объема безналичных платежей это не привело. Их совокупный объем у компании UCS (и в офлайновых торговых точках, и в интернете) упал в январе—ноябре 2015 года по сравнению с аналогичным периодом 2014 года на 11% (до 110,9 млрд руб.). Падение обеспечили покупки по картам именно в офлайне — безналичный оборот в торговых точках сократился на 15% (до 102,8 млрд руб.), а количество трансакций — на 3,8%. Причем отрицательная динамика год к году наблюдалась по всей России — как в регионах, так и в Москве.
Рост объема безналичных платежей наблюдался лишь в сегменте электронной коммерции, где у UCS он увеличился на 9,1%, до 8 млрд руб. "Выросло и число самих трансакций — на 35%, что свидетельствует о росте популярности использования карт в интернет-магазинах",— поясняет руководитель блока "Продажи и маркетинг" UCS Владимир Кононов. Но средний чек при этом падает как в офлайне, так и в онлайне. "Это следствие сокращения реальных доходов населения, а также отказа граждан от крупных покупок и роста интереса к безналичной оплате мелких",— отмечает он. В Сбербанке заявили, что видят снижение среднего чека по картам. "Если раньше граждане предпочитали закупаться на неделю, то теперь, скажем, на пять дней",— отмечает директор управления банковских карт и рассчетно-кассовых услуг Сбербанка Ростислав Яныкин. В ВТБ 24 отмечают тренд на снижение безналичного оборота в сетях гипермаркетов. "Держатели карт перемещаются из крупных магазинов в точки формата магазинов у дома, видимо, в целях экономии",— говорит вице-президент ВТБ 24 Алексей Киричек.
Ситуацию усугубляет и полный отказ ряда категорий держателей карт от их использования. Об этом свидетельствует тот факт, что граждан, никогда не совершающих покупки и платежи безналичным путем, стало в 2,3 раза больше, чем два года назад — их доля выросла с 15% до 35%.
Перераспределение произошло за счет тех, кто раньше редко пользовался картами — реже одного раза в неделю и одного раза в месяц, а теперь и вовсе перестал.
Основных причин предпочтения гражданами наличных, по опросу, несколько — в основном это привычка (57%) и большее доверие к наличности (32%). При этом доля последнего аргумента за последние два года выросла с 25% в 2013 году. "Причинами может быть множество факторов: и снижение уровня доходов, и стремление бизнес-сегмента сэкономить на издержках, связанных с безналичными операциями,— поясняет руководитель департамента исследований банковского сектора НАФИ Ирина Лобанова.— В частности, МСБ в условиях кризиса, очевидно, стал больше рассчитываться с сотрудниками зарплатой и премиями в конвертах". Отказаться от оплаты безналичным путем могли и те, кто изредка расплачивался картой в интернете с зарубежными магазинами и с ростом курса валют утратил интерес к таким покупкам, добавляет госпожа Лобанова. В некоторой степени снижение интереса к безналичным покупкам связано еще и с ухудшением условий по самим картам некоторыми банками, считает председатель совета директоров "Золотой короны" Николай Смирнов. "Из-за изменения курса валют ухудшились условия ряда бонусных программ, некоторые банки ввели абонентские платы за карты или вовсе отказались от начисления баллов,— поясняет он.— Это резко снижает интерес клиентов к карточкам".
Впрочем, по мнению главы НП НПС Алмы Обаевой, все это временно. "Понятно, что в тяжелые времена граждане переходят на наличные, так как их расходование проще контролировать, да и в целом они отказываются от столь активного потребительского поведения, чем раньше,— отмечает она.— Но в целом это ситуационная проблема, и скорее всего, при улучшении экономической обстановки она сойдет на нет".