По данным недавнего опроса нескольких тысяч женщин в возрасте 25–40 лет, имеющих высшее образование и занимающих различные должности в петербургских компаниях, для 66% из них важно построить карьеру. При этом для такого же процента опрошенных важен баланс работы и личной жизни. Что скрывается за этим парадоксом, разбирался "ДП".

Опрос провела в июне этого года компания HeadHunter. Однако данные за 2014 год другого портала, Mail.Ru, не намного отличаются: год назад более 40% опрошенных женщин утверждали, что карьера для них очень важна, так как в современном мире можно полагаться только на себя, и лишь 4% уверяли, что можно обойтись и без нее. "Карьера для женщины становится все более важной, так как это самый надежный и внятный способ приобрести социальный статус и другие блага: стабильность, отсутствие материальной зависимости, уверенность, что, что бы ни случилось в семье, ее дети продолжат жить нормальной жизнью", — считает Татьяна Кулешова–Черноплекова, руководитель PR–отдела ЗАО "Группа компаний "Медси".

"По опыту работы с нашими клиентами и партнерами, количество женщин на руководящих постах за последние 5 лет выросло на 30%", — говорит Полина Трифонова, эксперт по персоналу компании "Правовой Сервис 48prav.ru". Остальные эксперты затрудняются сказать точно, насколько выросло количество карьеристок, и лишь в общих чертах описывают приметы карьерного рвения женщин. Так, Марина Соколовская, исполнительный директор по финансам и управлению персоналом "Mary Kay Россия", отмечает, что в последнее время женщины после родов выходят на работу раньше, чем это делали молодые мамы еще 5–10 лет назад, потому что им интересно развиваться не только в семье, но и с профессиональной точки зрения.

Способствует карьерному рвению и скорость, с которой сегодня во многих компаниях можно переходить с одной должностной ступени на другую. "Карьера в европейских странах у большинства людей крайне медленная, и на одной позиции люди могут работать 10 лет, в России же средний срок 2–3 года, — уточняет Маргарита Тяжова, руководитель практики "Продажи и маркетинг" рекрутинговой компании Hays. — Управленцы–экспаты, релокируемые на управление бизнесов в РФ, удивляются, что их подчиненным 30–35 лет и они уже директора направлений".

"Я стала директором по персоналу компании численностью более 10 тыс. человек в 30 лет, — рассказывает свою историю Алина Рыженкова, директор по персоналу ретейлера "Связной". — Во многих странах такое просто было бы невозможно. В азиатских странах занять, например, позицию вице–президента можно, только проработав в корпорации 20–25 лет. А в арабских странах женщина вряд ли вообще может занять топовую позицию".


Стеклянный потолок

Конечно, одного желания построить карьеру недостаточно. В обществе по–прежнему сильны стереотипы, хотя, как уверяют эксперты, убежденность, что женщина не должна возглавлять компанию, ушла в небытие. Но им на смену пришли новые стереотипы — какую компанию женщина может возглавлять успешно, а какую — не очень. "Естественно воспринимаются женщины–руководители в сфере медицины, образования, индустрии красоты, туризме, рекламе и отельном бизнесе. Но химическая и тяжелая промышленность, электроника, нефтегазовый комплекс и IT по–прежнему остаются за мужчинами", — напоминает Наталья Сторожева, преподаватель Русской школы управления и генеральный директор кадрового агентства "Перспектива".

"В моем окружении я не вижу какой–либо динамики. Мужчин в любом случае больше. Во многом это связано с тем, что я работаю в сфере недвижимости. Здесь, пожалуй, 95% руководящих постов занимают мужчины. И это нормально", — считает Марина Агеева, руководитель отдела продаж жилой недвижимости УК "Теорема".

По мнению бизнес–тренера Алены Август, никуда не делся и так называемый стеклянный потолок: вознаграждение и обязанности женщины в компании постоянно подвергаются сомнению. Каждая пятая опрошенная (21%) из того же опроса hh.ru отметила, что гендерные стереотипы в компании мешают ее развитию и карьерному росту.

Впрочем, по словам Ольги Бахваловой, директора по нормативному регулированию и контролю системы качества компании Philips, несмотря ни на что выбор за женщиной: если она хочет построить профессиональный путь, то все в ее руках.

Они ценят

Наряду с компаниями, которые мало ценят руководящий потенциал женщин, есть и те, кто, напротив, стремится увеличить их присутствие в управлении. "Более 40% директорского состава нашей компании — представительницы прекрасного пола. Мы хотели бы, чтобы их было больше в ключевом подразделении — отделе продаж", — говорит вице–президент JTI Россия по персоналу Александр Рудницкий. Причины такого внимания к женщине поясняет Наталья Сторожева на примере одного запроса клиента: "В начале года акционер крупного сельскохозяйственного холдинга обратился в наше агентство с просьбой найти антикризисного управляющего. Желательно женщину, уточнил он. Потребуются гибкость, осторожность, мудрость и решительность. Поэтому лучше женщину лет сорока". "Наиболее важная причина, по которой часто предпочитают женщин–руководителей, на мой взгляд, — это чисто женская способность к продолжительной, монотонной, внимательной работе", — отмечает Ольга Пономарева, вице–президент ГК Leorsa. По наблюдениям директора Founder Institute в Петербурге Евгения Смородникова, проект, возглавляемый женщиной, чаще имеет больше шансов на выживание. "Они более успешно привлекают инвестиции, достигают прибыльности и стабильного роста", — уточняет она.

Соблюдение баланса

Однако при всей важности карьеры многие опрошенные сотрудницы петербургских компаний (те же 66%) уверяют, что для них в работе важно соблюдение баланса между делом и личной жизнью. Очевидно, что эта потребность и желание строить карьеру несколько противоречат друг другу, так как восхождение по карьерной лестнице требует отдавать этому занятию немало сил и времени.

Возникший парадокс эксперты объясняют разным смыслом, который вкладывают женщины поколений X (35–50 лет) и Y (20–34 года) в понятие "карьера".

По словам Светланы Яковлевой, коммерческого директора Linxdatacenter в Петербурге, у Х–женщин карьерные амбиции занимают самое важное или второе по приоритетности место. Они готовы максимально отдавать себя работе. При этом, как говорит заместитель управляющего филиалом Эксперт Банка "Северная столица" Янина Борданова, воспитанные еще в советское время, они умеют совмещать работу и семью без ущерба для чего–то одного. Соколовская замечает, что женщины поколения X более стабильны, экспертны, методологичны и ориентированы на смысл работы. А у поколения Y на первый план выходят комфорт, интересные занятия и социальная значимость, говорит Светлана Яковлева.

"Для большинства представителей поколения Y карьера — это интересные задачи и life balance, то есть наличие времени на путешествия, хобби, друзей и семью", — поясняет Ольга Копылова, руководитель отделения по подбору персонала международного кадрового агентства Kelly Services.

Для нового поколения женщин в карьере важным становится соответствие корпоративных ценностей личным.

Индивидуальность выходит на первый план — кошка хочет гулять сама по себе. "Карьера для женщин поколения Y — это синоним самореализации, а также расширения возможностей для себя и для семьи", — говорит Анастасия Нащекина, начальник управления бизнес–партнеров и подбора персонала АО "ЮниКредит Банк".

Именно поэтому многие женщины поколения Y, говоря о карьере, подразумевают открытие собственного бизнеса, а не восхождение по иерархической лестнице в компании, уточняет директор агентства по подбору персонала Smart HR Елена Орлова.

"Результаты нашего опросника говорят о том, что вдобавок к тем 11% россиян поколения Y, которые уже работают на себя, заинтересованы в открытии собственного бизнеса в будущем или даже видят это главной целью своей карьеры еще 76% респондентов", — подтверждает слова коллеги Маргарита Тяжова.

"Основная часть современных карьеристок находятся в возрасте 25-30 лет, которые родились в условиях Перестройки и выросли в новых социальных условиях. С развалом СССР пошатнулся и институт брака. Одной из причин самостоятельности нынешних девушек считаю увеличившееся количество разводов после 91 года: многие современные девушки выросли в неполных семьях, и девочки видели, насколько тяжело семье было встать на ноги и обеспечить хотя бы минимальный уровень жизни детям. Все это привело к формированию жесткого базального недоверия к мужчинам.

Девушки уже не верят в "любовь до гроба", крутой поворот событий для них теперь не является сюрпризом. Они понимают, что в любой момент могут остаться ни с чем в полном одиночестве. Какой выход? Быть независимой, способной самостоятельно решать все своих проболемы", — подтвержает мысль Маргариты Тяжовой представительница поколения Y и владелец компании Clean Touch Мария Шумилова.

0 0 vote
Article Rating
Телега.-Контент
Подписаться
Уведомлять о
guest
0 Комментарий
Inline Feedbacks
View all comments